Исторические условия формирования и особенности философии Нового времени

Европейскую философию Нового времени XVII—XVIII веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

В XVII веке открывается новый этап в развитии философии, который называется философией Нового времени. Этот исторический период философии сформировался в результате разложения феодального общества, в ходе которого появились элементы нового механистического мировоззрения.

Ранние буржуазные революции (в Нидерландах и Англии) изменили не только социально-политические отношения и политическую организацию общества, но и социокультурную ситуацию в целом.

Разделение труда в мануфактурном производстве вызывало потребность в рационализации творческих процессов, тем самым, в развитии точного естествознания.

Развитие философской мысли в Новое время было тесно связано с утверждением и развитием капитализма. Капитализм предложил более эффективную организацию труда. В это время развивается экспериментально-математическое естествознание. Резко возрастает интерес к изучению природы. Для обнаружения скрытых законов природы люди прибегают к помощи экспериментов. Таким образом, наблюдается переход от ученого знания к научному исследованию.

Основная проблема этой эпохи – как, каким методом изучать природу. Разрабатываются новые методы. Формируется новый метафизический стиль мышления (недиалектический стиль) – все рассматривается вне внутренней связи, вне развития и вне эволюции. Одно рассматривается независимо от другого.

В эту эпоху людям недостаточно любоваться природой, они хотят узнать, что «внутри» природы. Люди изучают природу путем анатомирования и фрагментации, в результате которых разрываются связи между остальными элементами. После фрагментации и накопления большого числа материала возникает необходимость собрать и связать эту информацию, значит, востребована диалектика.

Основные особенности:

1) Ориентация на науку и правовое знание.

2) Критика догматизма схоластики и метафизики как учения об умопостигаемых сущностях.

3) Механистическая направленность.

4) Механистический и метафизический характер.

Основные достижения эпохи:

1) Поставила проблему обоснования научных знаний и критериев научности;

2) Поставила проблему разработки метода, путей и средств познания мира (индуктивный и дедуктивный методы);

3) Была создана механистично-материальная картина мира;

4) Разработка понятия материи как субстанции, зафиксировав некоторые ее атрибуты;

5) Была сформулирована идея верховенства закона, концепцию разделения властей, естественного права, которые создали в будущем основу концепции правовой державы; (Спиноза, Гоббс, Монтескье).

Разложение феодальных социальных институтов и отношений влечет за собой ослабление в обществе роли религии и церкви, а значит – новую ориентацию культуры, которая сейчас опирается, главным образом, на науку, политическое и правовое сознание. Произошло и изменение ориентации в философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – c искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается, главным образом, на науку. В философии на первый план выступают проблемы теории познания – гносеологии. В целом, важнейшей чертой культуры и философии Нового времени был гносеологический и социальный оптимизм. Это миропонимание, которое основано на убеждении, что развитие науки дает человеку безграничную власть над миром.

Одной из основных гносеологических проблем философии этого времени является проблема разработки метода, путей и средств познания мира.

Метод понимался как решающее условие плодотворного познания. Сознание истинного метода исследования призвано обеспечить наряду с преодолением заблуждений всеобщее благоденствие и даже духовное облагораживание человека



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: