Резервы выпуска и реализации продукции увязывают с экстенсивными и интенсивными факторами производства. Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
где Р ВПКР, Р ВПфрв, Р ВПЧВ — резерв роста выпуска продукций соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;
Р KP — резерв увеличения количества рабочих мест;
Р ФРВ — резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
Р ЧВ— резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и повышения квалификации рабочей силы;
Р ФРВв — возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения количества оборудования (P K), времени его работы (Р Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р ЧВ) рассчитаются по формулам:
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество i-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
в) планируемое сокращение расхода j-го ресурса на единицу /-го вида продукции (P УРji) умножается на планируемый к выпуску объем производства /-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва выпуска продукции:
При определении возможностей увеличения объема продаж необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхнормативные остатки готовой продукции на складах предприятия. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции:
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.