Тема 7. Психологическая характеристика личности преступника, преступной группы и преступного деяния (криминальная психология). Ювенальная психология.
Вопросы для самоподготовки:
1. Предмет криминальной психологии.
2. Единство социальных и биологических факторов в формировании личности преступника.
3. Понятие бессознательного в мотивации преступного поведения.
4. Предмет криминальной патопсихологии.
5. Проблема криминогенности психических аномалий.
6. Общая характеристика личности преступника с психическими аномалиями.
7. Общая характеристика тревожности и внушаемости.
8. Общая характеристика жестокости и агрессивности.
9. Общая характеристика ригидности.
10. Преступное поведение лиц с психическими аномалиями (мотивация, принятие решения и планирование).
11. Психологический портрет киберпреступника.
12. Психологический портрет «жертвы» преступления.
13. Психология группового преступления.
14. Понятие, структура и содержание ювенальной психологии.
Практическое задание: История человечества знает немало тиранов, осуществляющих массовые преступления против своего народа и представителей других национальностей (Нерон, Робеспьер, Гитлер, Сталин и т.д.) Какие с вашей точки зрения личностные качества присущи данной категории людей. Каковы основные причины подобного поведения (генетика, дефекты воспитания, реализация и преодоление внутренних комплексов, объективные условия исторического развития)?
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 4, 7, 13, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 31, 32, 34, 47, 56, 67, 76, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 8. Психологические основы допроса и очной ставки.
Вопросы для самоподготовки:
1. Психологические основы допроса подозреваемого и обвиняемого.
2. Методы и пределы психологического воздействия при допросе.
3. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого
4. Участие третьих лиц при допросе несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.
5. Психологические основы допроса свидетелей.
6. Психологические основы допроса потерпевшего.
7. Проявление и использование закономерностей памяти при допросе. Приемы оказания мнемической помощи в следственной практике.
8. Составление психологического портрета преступника в процесе допроса свидетелей и потерпевших.
9. Понятие психологического профилирования в процессе расследования преступлений.
10. Психологические особенности проведения очной ставки.
Интерактивное занятие: «каждый учит каждого».
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 8, 14, 16, 19, 24, 28, 37, 45, 53, 68, 71, 72, 92, 93, 94, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 9. Психологические основы обыска, выемки, осмотра места происшествия и иных следственных действий.
Вопросы для самоподготовки:
1. Значение наблюдательности следователя при проведении обыска.
2. Использование методов психологической диагностики при проведении обыска и выемки.
3. Психологическая сущность мыслительных операций, производимых следователем при осуществлении обыска.
4. Психологические основы проведения выемки.
5. Целенаправленность восприятия и особенности мыслительной деятельности следователя при осмотре места происшествия и освидетельствовании.
6. Психологическая характеристика маскировки и демаскировки следов преступления.
7. Психологическая характеристика отдельных следственных действий.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 8, 14, 16, 19, 68, 70, 71, 79, 80, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 10. Психологические технологии в правоохранительной деятельности.
Вопросы для самоподготовки:
1.Понятие о психологических действиях и психотехнике.
2.Психологический анализ профессиональных ситуаций.
3.Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.
4.Психотехника в работе юриста.
5.Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений.
6.Психологические особенности деятельности персонала различных правоохранительных органов.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 8, 14, 16, 19, 68, 85, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 11. Психологические основы судебного разбирательства.
Вопросы для самоподготовки:
1. Психологические основы судебного разбирательства.
2. Психологические особенности обвинительной речи прокурора и речи адвоката.
3. Профессионально-психологические особенности судьи, государственного обвинителя и адвоката.
4. Коммуникативный, познавательный и удостоверительный аспекты деятельности судьи, государственного обвинителя и адвоката.
5. Социально-психологические основы рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседаталей.
6. Психология управления персоналом как основа профессионального обучения и развития работников юстиции.
Практическое задание: Охарактеризуйте возможности использования прокурором и адвокатом нейролингвистического программирования (НЛП) в процессе судебного разбирательства и приведите примеры из судебной практики эффективного применения данного направления прикладной психологии.
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 2, 7, 9, 11, 12, 18, 19, 20, 26, 53, 54, 55, 69, 70, 82, 95, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 12. Пенитенциарная психология.
Вопросы для самоподготовки:
1. Пенитенциарная психология как наука.
2. Психологическая диагностика личностных особенностей осужденного.
3. Структура криминальной субкультуры и ее функции.
4. Влияние социальной изоляции на личность преступника.
5. Психологическая сущность конфликтов и групповых эксцессов в среде осужденных и меры их преодоления.
6. Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции.
7. Разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления.
8. Психологические проблемы социальной реадаптации отбывших наказание, подготовка их к жизни на свободе.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 8, 14, 16, 19, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 56, 67, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 13. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
Вопросы для самоподготовки:
1. Предмет, объекты и основные задачи судебно-психологической экспертизы.
2. Методы судебно-психологической экспертизы.
3. Виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.
4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
5. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании.
6. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности.
7. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших.
8. Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза.
9. Комплексная судебная психолого-вокалографическая экспертиза.
10. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза.
11. Комплексная судебная психолого-почерковедческая и психолого-автотехническая экспертиза.
12. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза психопатических личностей.
13. Виды судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе.
14. Компетенция комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы, ее виды и основные направления
Практическое задание: Анализ заключений различных судебно-психологических экспертиз.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 74, 75, 78, 82, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276