Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие о психологии. Предмет и методы общей психологии.
2. Предмет и система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими научными направлениями.
3. Развитие и становление юридической психологии в России и зарубежных странах.
4. Оформление юридической психологии как науки.
5. История современной юридической психологии.
6. Связь юридической психологии с другими отраслями психологии.
7. Психологические аспекты отечественного законодательства.
8. Классификация методов юридической психологии.
9. Новые направления современной юридической психологии.
Практическое задание: Проанализируйте конкретное, последнее по времени периодическое издание, обозначьте название и время изданию и дайте ему оценку по следующим параметрам:
1. Какое количество статей содержит позитивную, а какое – негативную информацию?
2. Каким образом в данном издании освещена правовая тематика?
|
|
3. Оказывает ли данное издание влияние на формирование правосознания, повышение психологической и правовой культуры общества?
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 8, 14, 16, 19, 38, 55, 58, 59, 60, 71, 72, 82, 91, 97, 98, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 2. Психические процессы и состояния (познавательные процессы). Учет их закономерностей в юридической деятельности.
Вопросы для самоподготовки:
1. Общая характеристика внимания. Понятие о доминанте.
2. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.
3. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые ощущения). Компенсаторные возможности ощущений.
4. Общая характеристика и основные закономерности восприятия.
5. Закономерности восприятия юридически значимых обстоятельств.
6. Понятие о памяти. Виды памяти.
7. Индивидуальные особенности и типы памяти.
8. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному запоминанию и хранению информации.
9. Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве.
10. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Логические формы мышления.
11. Мыслительные операции как основные механизмы мышления Виды мышления.
12. Понятие о воображении. Виды и формы воображения. Роль мышления и воображения в профессиональной деятельности юриста.
13. Раскрытие преступлений как эвристическое решение нестандартных задач в проблемных ситуациях.
Конспектирование научной и учебной литературы.
|
|
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 1, 3, 19, 23, 36, 42, 43, 44, 53, 58, 61, 64, 66, 82, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 3. Совокупность психических свойств личности: темперамент, характер, способности как природная базовая основа личности.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие темперамента. Основные виды темперамента.
2. Типы высшей нервной деятельности как нейрофизиологическая основа темперамента.
3. Проявление особенностей темперамента в динамике поведения человека.
4. Понятие и структура характера.
5. Понятие акцентуации характера.
6. Типы характера и стили поведения преступника.
7. Понятие и классификация способностей.
8. Использование знаний об индивидуально-психологических свойствах личности в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства.
9. Профессиограмма юриста.
Практическое задание: проведение тестирования по тесту К.Леонгарда (Приложение №1), анализ профессиограммы юриста (Приложение № 3).
Конспектирование научной и учебной литературы.
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 1, 13, 19, 25, 33, 35, 43, 44, 46, 58, 71, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 4. Эмоционально-волевые процессы и состояния и их психолого-правовая оценка.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие эмоций. Эмоции как организующий фактор сознания.
2. Теории происхождения и функционирования эмоций. Классификация эмоций.
3. Функции эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.
4. Общая характеристика и реализация в противоправном поведении личности основных базовых эмоций.
5. Психолого-правовая оценка эмоций чувств и психический состояний.
6. Характеристика триады враждебности (гнев, отвращение и презрение) и реализация их в агрессивном поведении личности.
7. Теории воли. Воля как фактор управление поведением личности.
8. Функции воли. Характеристика отдельных волевых качеств.
9. Структура и общая характеристика волевого акта. Формирование волевых качеств личности.
10. Психология личной безопасности.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Интерактивное занятие: «каждый учит каждого».
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 1, 2, 19, 23, 25, 41, 46, 59, 61, 66, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 5. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности. Развитие правосознания. Закономерности и механизмы правовой социализации личности
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие о личности в психологии.
2. Общая характеристика целей и мотивов личности.
3. Структура психических свойств личности.
4. Общая характеристика современных теорий личности и их связь с основными направлениями юридической психологии.
5. Формирование правосознания.
6. Закономерности и механизмы правовой социализации личности.
7. Профессиональная направленность личности юриста.
Практическое задание: проведение тестирования по тесту Р.Кеттела на определение степени развития 16 типичных черт личности. (Приложение №2)
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 1, 4, 8, 19, 33, 35, 36, 39, 40, 41, 46, 48, 86, 87, 88, 89, 90, 96, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276
Тема 6. Общение и межличностные отношения в социальных группах. Психология общественного порядка и безопасности.
Вопросы для самоподготовки:
1. Психологическая характеристика процесса общения. Функции общения.
2. Социальное познание и социальное восприятие в процессе общения.
3. Психологические приемы профессионального общения юристов с гражданами.
|
|
4. Групповые процессы, влияние социальных групп на поведение индивида.
5. Психологическая характеристика суда присяжных.
6. Психологическая характеристика конфликтов, возникающих в процессе межличностного и межгруппового воздействия.
7. Виды конфликтов. Правонарушение и преступление, как разновидность конфликта.
8. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Понятие профессионального риска.
9. Обучение эффективному поведению в конфликтах для их разумного разрешения в профессиональной деятельности юриста.
10. Основные элементы этики юриста, реализуемой в процессе общения.
11. Медиация в юридической деятельности.
Подготовка студентами презентации по теме занятия.
Конспектирование научной и учебной литературы.
Основная литература: 1-4
Дополнительная литература: 1, 11, 14, 19, 27, 36, 40, 41, 42, 48, 53, 54, 57, 59, 71, 101
www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml
www.jurpsy.ru
www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276