Модуль 1. Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии

Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие о психологии. Предмет и методы общей психологии.

2. Предмет и система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими научными направлениями.

3. Развитие и становление юридической психологии в России и зарубежных странах.

4. Оформление юридической психологии как науки.

5. История современной юридической психологии.

6. Связь юридической психологии с другими отраслями психологии.

7. Психологические аспекты отечественного законодательства.

8. Классификация методов юридической психологии.

9. Новые направления современной юридической психологии.

Практическое задание: Проанализируйте конкретное, последнее по времени периодическое издание, обозначьте название и время изданию и дайте ему оценку по следующим параметрам:

1. Какое количество статей содержит позитивную, а какое – негативную информацию?

2. Каким образом в данном издании освещена правовая тематика?

3. Оказывает ли данное издание влияние на формирование правосознания, повышение психологической и правовой культуры общества?

Конспектирование научной и учебной литературы.

Основная литература: 1-4

Дополнительная литература: 8, 14, 16, 19, 38, 55, 58, 59, 60, 71, 72, 82, 91, 97, 98, 101

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

Тема 2. Психические процессы и состояния (познавательные процессы). Учет их закономерностей в юридической деятельности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая характеристика внимания. Понятие о доминанте.

2. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.

3. Понятие об ощущениях. Классификация ощущений (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые ощущения). Компенсаторные возможности ощущений.

4. Общая характеристика и основные закономерности восприятия.

5. Закономерности восприятия юридически значимых обстоятельств.

6. Понятие о памяти. Виды памяти.

7. Индивидуальные особенности и типы памяти.

8. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному запоминанию и хранению информации.

9. Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве.

10. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Логические формы мышления.

11. Мыслительные операции как основные механизмы мышления Виды мышления.

12. Понятие о воображении. Виды и формы воображения. Роль мышления и воображения в профессиональной деятельности юриста.

13. Раскрытие преступлений как эвристическое решение нестандартных задач в проблемных ситуациях.

Конспектирование научной и учебной литературы.

Основная литература: 1-4

Дополнительная литература: 1, 3, 19, 23, 36, 42, 43, 44, 53, 58, 61, 64, 66, 82, 101

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

Тема 3. Совокупность психических свойств личности: темперамент, характер, способности как природная базовая основа личности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие темперамента. Основные виды темперамента.

2. Типы высшей нервной деятельности как нейрофизиологическая основа темперамента.

3. Проявление особенностей темперамента в динамике поведения человека.

4. Понятие и структура характера.

5. Понятие акцентуации характера.

6. Типы характера и стили поведения преступника.

7. Понятие и классификация способностей.

8. Использование знаний об индивидуально-психологических свойствах личности в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства.

9. Профессиограмма юриста.

Практическое задание: проведение тестирования по тесту К.Леонгарда (Приложение №1), анализ профессиограммы юриста (Приложение № 3).

Конспектирование научной и учебной литературы.

Подготовка студентами презентации по теме занятия.

Основная литература: 1-4

Дополнительная литература: 1, 13, 19, 25, 33, 35, 43, 44, 46, 58, 71, 101

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

Тема 4. Эмоционально-волевые процессы и состояния и их психолого-правовая оценка.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие эмоций. Эмоции как организующий фактор сознания.

2. Теории происхождения и функционирования эмоций. Классификация эмоций.

3. Функции эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.

4. Общая характеристика и реализация в противоправном поведении личности основных базовых эмоций.

5. Психолого-правовая оценка эмоций чувств и психический состояний.

6. Характеристика триады враждебности (гнев, отвращение и презрение) и реализация их в агрессивном поведении личности.

7. Теории воли. Воля как фактор управление поведением личности.

8. Функции воли. Характеристика отдельных волевых качеств.

9. Структура и общая характеристика волевого акта. Формирование волевых качеств личности.

10. Психология личной безопасности.

Конспектирование научной и учебной литературы.

Интерактивное занятие: «каждый учит каждого».

Основная литература: 1-4

Дополнительная литература: 1, 2, 19, 23, 25, 41, 46, 59, 61, 66, 101

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

Тема 5. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности. Развитие правосознания. Закономерности и механизмы правовой социализации личности

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие о личности в психологии.

2. Общая характеристика целей и мотивов личности.

3. Структура психических свойств личности.

4. Общая характеристика современных теорий личности и их связь с основными направлениями юридической психологии.

5. Формирование правосознания.

6. Закономерности и механизмы правовой социализации личности.

7. Профессиональная направленность личности юриста.

Практическое задание: проведение тестирования по тесту Р.Кеттела на определение степени развития 16 типичных черт личности. (Приложение №2)

Конспектирование научной и учебной литературы.

Основная литература: 1-4

Дополнительная литература: 1, 4, 8, 19, 33, 35, 36, 39, 40, 41, 46, 48, 86, 87, 88, 89, 90, 96, 101

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276

Тема 6. Общение и межличностные отношения в социальных группах. Психология общественного порядка и безопасности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Психологическая характеристика процесса общения. Функции общения.

2. Социальное познание и социальное восприятие в процессе общения.

3. Психологические приемы профессионального общения юристов с гражданами.

4. Групповые процессы, влияние социальных групп на поведение индивида.

5. Психологическая характеристика суда присяжных.

6. Психологическая характеристика конфликтов, возникающих в процессе межличностного и межгруппового воздействия.

7. Виды конфликтов. Правонарушение и преступление, как разновидность конфликта.

8. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Понятие профессионального риска.

9. Обучение эффективному поведению в конфликтах для их разумного разрешения в профессиональной деятельности юриста.

10. Основные элементы этики юриста, реализуемой в процессе общения.

11. Медиация в юридической деятельности.

Подготовка студентами презентации по теме занятия.

Конспектирование научной и учебной литературы.

Основная литература: 1-4

Дополнительная литература: 1, 11, 14, 19, 27, 36, 40, 41, 42, 48, 53, 54, 57, 59, 71, 101

www.psyjournals.ru/psyandlaw/index.shtml

www.jurpsy.ru

www.law.edu.ru/script/matredirect.asp?matID=1411276


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: