Цена - денежное выражение стоимости товара.
Роль цены, ее место на микро- и макроуровнях проявляется через функции.
1) Измерительная - первичная функция. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.
2) Соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые.
3) Учетная функция. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета.
4) Стимулирующая функция. Способствует установлению определенного соотношения (равновесия) между спросом и предложением товаров и услуг.
5) Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
5) Перераспределительная функция. Заключается в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара.
6) Социальная функция. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
7) Внешнеэкономическая функция. Выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Виды цен:
В зависимости от сфер торговли:
- оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях оптовой торговли.
- розничные - цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети;
- закупочные - цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки; относятся к числу оптовых цен.
Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования:
- жесткофиксированные (твердые, назначаемые) цены. Назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально.
- регулируемые (изменяемые) цены - это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничения.
- договорные цены (контрактные) - цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями;
- свободные (рыночные) цены - освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения, носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке.
Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.
С учетом фактора времени различают:
- постоянная цена – срок действия которой заранее не определен;
- сезонная цена - срок действия определен периодом времени. Сезонными могут быть закупочные и розничные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены и расценки, используемые для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции;
- ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены – характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль, издержки, налогообложение, надбавки, наценки), выраженными в их абсолютных значениях, например, в рублях. Структура цены – соотношение отдельных элементов цены (в %) в цене товара.
Ценовая политика фирмы - это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.
Цели ценовой политики:
- дальнейшее существование предприятия, или выживание предприятия;
- краткосрочная максимизация прибыли;
- краткосрочная максимизация оборота;
- краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции;
- «снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен;
- лидерство в качестве.
Стратегия ценообразования - это комплекс методов, с помощью которых ценовая политика реализуется на практике:
1. Стратегия конкурентного ценообразования:
- Стратегия премиального ценообразования («снятия сливок», высоких цен) предполагает установление цен на уровне более высоком, чем экономическая ценность товара, и получение прибыли за счет высокой рентабельности продаж в узком сегменте рынка.
- Стратегия ценового прорыва (низких цен) предполагает установление цен на уровне более низком, чем экономическая ценность товара, и получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и расширения присутствия на рынке.
- Нейтральная стратегия ценообразования предполагает установление цен на уровне, соответствующем экономической ценности товара.
2. Стратегия дифференцированного ценообразования:
- Стратегия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара различным группам покупателей по разным ценам независимо от издержек производства. Ценовая дискриминация проявляется на практике в различных формах:
- модификация цен в зависимости от потребительского сегмента. Фирма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребителей по различным ценам. Пример - льготные входные билеты в музеи для студентов и пенсионеров и аналогичные льготные тарифы. К этой же категории можно отнести и межстрановые различия уровней цен на одинаковые товары;
- модификация цен в зависимости от формы продукта и его применения. В этом случае небольшие различия в формах изготовления и использования продукта сопровождаются дифференциацией цен, хотя издержки производства при этом почти не изменяются. Например, новый автомобиль, покрытый краской «Metallic», стоит дороже такого же точно автомобиля с обычным лакокрасочным покрытием;
- модификация цен в зависимости от имиджа товара. Некоторые фирмы устанавливают на один и тот же продукт две различные цены, основываясь на различиях имиджа. Так, фирма - изготовитель парфюмерной продукции может предлагать на европейском рынке один и тот же продукт с разными наименованиями и упаковкой, дифференцируя цены в зависимости от имиджа применяемой марки продукта;
- дифференциация цен в зависимости от местоположения товара. Применяется независимо от величины фактических издержек, основываясь только на различиях в местоположении товара. Так, театр варьирует цены на входные билеты в зависимости от предпочтений публики относительно расположения посадочных мест;
- модификация цен в зависимости от времени покупки. Фирма дифференцирует порой цены в зависимости от времени года, дня или даже по часам. Так, европейские телефонные тарифы изменяются в зависимости от времени дня, а в выходные действует не такой тариф, как в рабочие дни недели.
Дифференциация цен через систему скидок:
- сконто - скидка при платеже наличными или до срока, зафиксированного в договоре;
- оптовые скидки означают снижение цен при покупке большой партии товара;
- торговые (дилерские) скидки. Их предоставляют тем фирмам или агентам, которые входят в сбытовую сеть фирмы-производителя, обеспечивая хранение, учет товарных потоков и реализацию продукции;
- сезонные скидки. Это может быть предложение послесезонных или предсезонных скидок в качестве ценовых преимуществ для тех покупателей, которые готовы приобрести товар или услугу в несезонное время, т.е. в период отсутствия основного спроса на них.
Методы ценообразования:
1) Затратные методы ценообразования
Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара. К затратным можно отнести следующие методы:
- Метод полных издержек (метод «издержки плюс») Суть этого метода состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
- Метод прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления). Сущность данного метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли.
- Метод предельных издержек. Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости.
- Метод учета рентабельности инвестиций. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.
- Метод надбавки к цене.
- Метод на основе анализа безубыточности. этот метод сводится к определению точки безубыточности производства (критической точки) такого объема продукции, при реализации которого достигается нулевой результат: предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков.
2) Рыночные методы ценообразования:
- Методы с ориентацией на потребителя. Предприятия, использующие данные методы, прежде всего, ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, на ценностное восприятие потребителем их продукции.
- Методы расчета цены с ориентацией на конкурентов устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке.
36. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
· - по степени охвата (общее и частичное);
· - содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности);
· - предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
· - сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
· - охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
· - срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
· - жесткое и гибкое;
· Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
· - полнота (требуется учесть все);
· - детализация (глубина ее определяется целью планирования);
· - точность;
· - простота и ясность;
· - непрерывность;
· - эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
· - выравнивание при планировании (учет "узких мест");
· - экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность и затраты на планирование.
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует четко определить:
· - объект планирования (что планируется);
· - субъект планирования (кто планирует);
· - период (горизонт) планирования (на какой срок);
· - средства планирования;
· - методику планирования (как планировать);
· - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Различают:
· - последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);
· - скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.;
· - жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);
· - гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
· общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);
· стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);
· тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);
· оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Основными признаками стратегического планирования являются:
· цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;
· носитель идеи планирования - высший менеджмент;
· проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;
· горизонт планирования - долгосрочное;
· охват - глобальный, широкий спектр альтернатив;
· принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.
Это планирование включает:
· - выработку стратегии;
· - стратегическое планирование производственной программы;
· - планирование развития потенциала;
· - планирование развития структуры потенциала.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
· - носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента;
· - задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;
· - горизонт;
· - глубина;
· - диапазон;
· - основа;
· - короткие и средние сроки;
· - детализация планов;
· - ограниченный спектр альтернатив;
· - созданный потенциал.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.
При планировании решается множество проблем, основные причины которых:
· особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить);
· особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей);
· проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств);
· проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального);
· большое число лиц, участвующих в планировании;
· ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие);
· проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).
Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.
Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов:
· - план маркетинга;
· - производственная программа;
· - техническое развитие и организация производства;
· - повышение экономической эффективности производства;
· - нормы и нормативы;
· - капитальные вложения и капитальное строительство;
· - материально-техническое обеспечение;
· - труд и кадры;
· - себестоимость, прибыль и рентабельность производства;
· - фонды экономического стимулирования;
· - финансовый план;
· - план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
· - социальное развитие коллектива.
Мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз — недостаточно определенный план, а план — это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Как указывалось выше, основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:
· - потребность в продукции предприятия;
· - потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).
Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.
Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:
· - неформализованные (эвристические);
· - формализованные.
К числу неформализованных относят:
· - индивидуальные экспертные оценки;
· - коллективные экспертные оценки;
· - написание сценариев и т.д.
К формализованным методам относят:
· - методы экстраполяции;
· - моделирование.
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.
Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.