Теории социализации

— Соль — это белый яд.
— Так сахар же белый яд!
— Сахар это сладкий яд.
— Раиса Захаровна, может, с хлебушком, а?
— Хлебушек — это вообще отрава!
— Нет, я бы сейчас горбушечкой отравился бы!.. Ну правда, жрать охота!
— Не «жрать», а «есть»!
— Чо?
— Да не «чо», а «что»!

к/ф «Любовь и голуби»

В социологии наиболее известны следующие теории социализации.

1. Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид).

Чарльз Хортон Кули (1864-1929). Сторонники этой теории понимают личность как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

По мнению Джорджа Герберта Мида индивид формируется через игру в детском возрасте и социализация проходит 3 стадии: имитационную (дети копируют поведени взрослых, не понимая его), игровую (дети воспроизводят роли в процессе индивидуальной игры), коллективных игр (дети учатся осозновать ожидания не только одного человека, но всей группы). Мид выделял в структуре личности 2 элемента: я-сам, я-меня. Я-сам – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Я-меня – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. Важное значение в процессе социализации имеет понятие «другой». Мид выделял два вида других: значимый другой – близкий человек, обобщённый другой – абстрактный социальный статус.

2. Психоаналитические теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя:

1) бессознательное – ид или «Оно» (природные инстинкты);

2) сознание индивида – эго или «Я», являющееся регулятором инстинктивных реакций;

3) супер-эго (сверх-«Я»)– законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.

Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс (1902-1979) описывают социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Эпизодический статус.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

— познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

— защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

— механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: