double arrow

ГЛАВА 6. МЫШЛЕНИЕ


Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

· Виды мышления

· Слово как основная единица языка

· Понятие

· Основные мыслительные операции

!!! Внутренняя речь _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Заполните таблицу, указав виды мышления в зависимости от различных признаков классификации

Признаки классификации Виды мышления
С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач 1. 2.
По характеру решаемых задач 1. 2.
В зависимости от содержания решаемой задачи 1. 2. 3.

Для того, чтобы лучше узнать законы, лежащие в основе вербально-логического мышления, следует ближе познакомиться с тем, как построен язык, на основе которого протекает мышление.

!!! Объясните следующие функции слова:

Предметная отнесенность ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Значение слова _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смысл слова _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Объясните смысл и значение следующих слов:

Уголь _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лук ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Театр _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет (растение – дерево – сосна, ель, береза). Таким образом, каждое слово обобщает и является средством формирования понятий. Иначе говоря, оно выводит этот предмет из сферы чувствительных образов и включает его в систему логических категорий, позволяющих отражать мир глубже, чем это делает наше восприятие. Переход от более наглядных обозначений («береза», «сосна») к более общим понятиям («дерево», «растение») не только не обедняет, но существенно обогащает наши представления.



!!! Понятие – это ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во всяком слове – носителе понятия можно выделить:

– эмоционально-образные наглядные компоненты;

– систему логических связей

!! Объясните на собственных примерах каждый из указанных компонентов:

эмоционально-образные наглядные компоненты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

система логических связей

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



!! Приведите собственные примеры житейских и научных понятий

Житейские понятия Научные понятия
     

!! Укажите системы связей, образующие следующие понятия:

Природа __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мебель ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Животное _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логические отношения

!!! Логические отношения – это_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскройте содержание основных видов логических отношений:

! Конструкции, отражающие события (коммуникация события) ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Конструкции, отражающие отношения (коммуникация отношения) _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!!Суждение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!!Умозаключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!!Обоснование ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите разновидность логического отношения:

! Дом гори т________________________________________________________________________

! Брат отца ________________________________________________________________________

!!Сократ – человек __________________________________________________________________

!!Все металлы проводники; медь – металл, следовательно медь – проводник _________________

!!! Дайте определение основных мыслительных операций

Анализ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синтез ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абстракция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкретизация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Сейчас читают про: