double arrow

ГЛАВА 4. ВНИМАНИЕ


Основные вопросы, подлежащие рассмотрению:

· Виды внимания

· Свойства внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

!!! Под направленностью следует понимать__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Сосредоточенность (углубленность) – это _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме внимания.

! Заполните таблицу, указав название подхода к проблеме внимания.

№ п/п Название подхода Содержание подхода
1.   Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
2.   Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
3.   Эта теория особенно развита в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж.Миль указывал: «»Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».
4.   Данная теория пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими – тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
5.   И.Гербарт и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
6.   Внимание рассматривается как результат жизненного опыта индивида
7.   Внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.




Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания – послепроизвольное.



!! Перечислите причины возникновения непроизвольного внимания

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Раскройте содержание понятия «Послепроизвольное внимание».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Укажите стрелками определение основных свойств внимания

Устойчивость   Данное свойство внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно
Концентрация Умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами
Распределение Общая направленность внимания в процессе деятельности
Переключение Степень сосредоточения на объекте
Объем внимания Перестройка внимания. Перенос его с одного объекта на другой

!! Какие свойства внимания лежат в основе успешного выполнения следующих заданий?



«Игры индейцев» –двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит арбитру, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать большее число предметов. _________________

«Печатная машинка» – каждому человеку дается 1–2 буквы алфавита, ведущий называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок. Затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово. Затем хлопок учителя – вторая буква, хлопок ученика и т.д. __________________________________________________

«Кто быстрее?–участникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения иколичеству допущенных ошибок. ___________________________________________________________________________

«Кто быстрее?–задание несколько изменяется: одну букву зачеркивать; другую – подчеркивать; третью – обводить кружком. _____________________________________________

«Наблюдательность»– студентам предлагается по памяти подробно описать то, что они видели сегодня утром. Свои описания можно записать, а затем сравнить с реальной действительностью. __________________________________________________________________________________

«Корректура»–ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Учащемуся разрешают прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму учащемуся, который исправляет ошибки карандашом другого цвета. _______________________

«Первый класс»– испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них – число, прибавляя при следующей букве по 3, т.е.: «А – 1», «Б – 4», «В – 7 и т.д.», пока не дойдет до конца алфавита. Затраченное время (измеряется в секундах) записывают. __________________________________________________________________________________

«Китайская грамота»– испытуемый записывает свою фамилию и одновременно вслух называет буквы, входящие в это слово, в обратном порядке. При первой попытке это сделать не удается. ___________________________________________________________________________







Сейчас читают про: