Социология использует в исследовательской практике следующие основные методы сбора информации:
1. Опрос.
2. Изучение и анализ документов.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент.
Ни один из методов сбора данных не является универсальным по отношению к предмету социологического исследования.
Выбор метода исследования определяется не материальными ресурсами и личными предпочтениями исследователя, а диктуется объективной природой изучаемых социальных явлений, спецификой отражения их свойств в потенциальных источниках информации.
В настоящее время наиболее распространенным способом получения первичной информации является метод опроса.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной информации путем регистрации ответов совокупности людей (респондентов) на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Элементы опроса:
1. Социолог (анкетер, интервьюер).
2. Респондент (от лат. Responsare – отвечать, реагировать) – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы, т.е. выступающий в качестве источника первичной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах.
3. Опросный лист (анкета) – инструмент сбора первичной социологической информации.
Виды опроса.
Основные разновидности опроса:
1. анкетный опрос;
2. социологическое интервью;
3. экспертный опрос;
4. социометрический опрос (не чисто социологический метод, его помощью изучают проблемы малых групп).
Анкетный опрос - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответа респондентов на поставленные и фиксированные вопросы при непосредственном или опосредованном способе взаимодействия социолога и респондента.
Достаточно серьезным вопросом является разработка основного инструмента сбора информации – анкеты.
Анкета – разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе. Она представляет собой совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, с задачами и целями исследования.
Интервью – это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.