Методы сбора социологической информации

Социология использует в исследовательской практике следующие основные методы сбора информации:

1. Опрос.

2. Изучение и анализ документов.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

Ни один из методов сбора данных не является универсальным по отношению к предмету социологического исследования.

Выбор метода исследования определяется не материальными ресурсами и личными предпочтениями исследователя, а диктуется объективной природой изучаемых социальных явлений, спецификой отражения их свойств в потенциальных источниках информации.

В настоящее время наиболее распространенным способом получения первичной информации является метод опроса.

Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной информации путем регистрации ответов совокупности людей (респондентов) на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Элементы опроса:

1. Социолог (анкетер, интервьюер).

2. Респондент (от лат. Responsare – отвечать, реагировать) – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы, т.е. выступающий в качестве источника первичной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах.

3. Опросный лист (анкета) – инструмент сбора первичной социологической информации.

Виды опроса.

Основные разновидности опроса:

1. анкетный опрос;

2. социологическое интервью;

3. экспертный опрос;

4. социометрический опрос (не чисто социологический метод, его помощью изучают проблемы малых групп).

Анкетный опрос - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответа респондентов на поставленные и фиксированные вопросы при непосредственном или опосредованном способе взаимодействия социолога и респондента.

Достаточно серьезным вопросом является разработка основного инструмента сбора информации – анкеты.

Анкета – разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе. Она представляет собой совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, с задачами и целями исследования.

Интервью – это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: