Инфляция и антифлиационная политика государства

Трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции впервые встала перед человечеством. Однако, понимая, что инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, можно, утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.

В ХХ в. инфляция стала общим бедствием большинства стран мира. Конечно, попадание страны в полосу инфляции не означает, что дорожают одновременно все продающиеся товары. Некоторые из них, например не пользующиеся спросом или только внедряющиеся на рынок, могут и дешеветь. И все же в период инфляции дорожает подавляющее большинство товаров.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажноденежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт Украины, а также опыт других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

В2

1.Две методологии и две модели национально-экономического развития.
Либерализм и традиционализм.

Либерализм и традиционализм

«Требование исторической непрерывности, уважения к прошлому и укорененности в нем есть не просто моральное предписание, которое человек может по желанию выполнять или не выполнять. Это есть, как и все вечные начала, лежащие в основе общества, закон жизни, на котором она зиждется и вне которого необходимо гибнет». (С.Л. Франк)

Разделение мира на Запад и Восток началось с отпадения Римской церкви от восточных патриархов. Именно тогда Ватикан фактически уже разделил мир на «свой» Запад и «чужой» Восток. Именно тогда Ватикан призвал народы Западной Европы под ружье и направил их на Восток, объявив все его многочисленные народы «неверными». Кровавая эпоха крестовых походов была эпохой захватнических войн. Все эти войны были направлены на Восток. Однако выделение Западной Европы в современное понятие «Запад» происходит только с наступлением эпохи раздела Нового Света.

В западном сознании закрепилась система понятий Запад и Восток, где Запад стал символом современного и цивилизованного мира, возникшего на обломках традиционного общества Средневековья, а Восток, соответственно, – символом якобы нецивилизованного, отсталого и традиционного общества. Закреплению этого раздела в общественном сознании Запада способствовал также и раскол христианских церквей на католицизм как западное христианство и православие как восточное христианство. Это было мировоззренческим расколом, обозначившим два противоположных способа бытия.

Наш мир развивается в борьбе между Востоком и Западом. Происходит борьба между либерализмом и традиционализмом, в основе которых лежат два совершенно противоположных образа жизнедеятельности, имеющих соответствующие системы жизненных ценностей. Западная цивилизация развивалась на основе индивидуализма: нет ни семьи, ни народа, ни прошлого, ни будущего, есть только Я. Другие нации развивались на основе укорененности в традициях, там главное – МЫ.

В либерализме есть стратегия войны, но нет стратегии развития. Там господствует финансовый подход. Либерализм действует как система дезорганизующих принципов. На это часто указывал великий Ф. Ницше, подчеркивая, что «демократизм вызывал во все времена упадок организующей силы». Речь идет о сознательной дезорганизации человеческого общества как процесса разобщения людей, разрушения их духовного единства. Именно с этой целью в западном обществе методически уничтожаются все традиции. Однако наука Запада не ищет истину, разрабатывая узкопрактические модели частнохозяйственного движения и механизмы «делания денег», превращаясь в сово-купность частных теорий о частном – в частичные теории, основанные на рационализме «Я», утверждающего приоритет хозяйствующего разума над интересами общества. На этой почве развивается философия прагматизма, ставящая хозяйственный выбор «Я» в центр всех общественных проблем. Однако рационализм прагматика либерала крайне опасен для всего общества. Рассматривая всю страну в целом, включая в анализ проблемы использования природных ресурсов, транспортных магистралей, гидроэ-нергетики, атомной энергетики, системы ЖКХ и др., мы видим, что речь идет об опасности фактического развала страны. И 2008–2010 годы дали очень много драматиче-ских примеров, подтверждающих все эти опасения.

Традиционализм – это форма консервативного противостояния либерализму, подрывающему всегда и везде устои традиционного общества. Традиционализм – это система традиционных устоев, укладов и ценностей, укорененных в многовековых традициях и морально-этических нормах. Имеются в виду фундаментальные ценности, образующие духовную основу традиционных укладов и стереотипов бытия. Общество здесь выстраивается сверху вниз, подчиняясь приоритету общенациональных интересов, иерархии и авторитету верховной власти, развиваясь на основе принципов коллективизма, общинности и солидарности.

Руководитель компании «Sony» в своей книге «Sony Inc.» пишет о том, что крупнейшие компании Японии смогли выбиться в компании мирового класса после Второй мировой войны только благодаря тому, что им удалось разработать организационные структуры на принципах семьи, на философии сопричастности к общей судьбе, то есть на принципах традиционализма. В советское время предприятия тоже жили по принципам семьи, и многое японцы заимствовали у нас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: