double arrow

Особенности содержания. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в програм­му школьного курса литературы

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в програм­му школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем,

которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно шачимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьни­кам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы — это:

- человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

- не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает шко­да, а другую, как правило, более реальную — соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нрав­ственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку пове­рить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, под­вести к высотам гуманизма и гражданственности.

Литература

1. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.

2. Ильин Е. Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

3. Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1982.

4. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М., 1988.

5. Ильин Е. Н. Рождение урока. - М.

6. Ильин Е. Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».

7. Ильин Е. Н. Урок продолжается. - М, 1973.

8. Ильин Е. Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осоз­нанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соот­ветствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является след­ствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и орга­низации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифи­цирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти сред­ства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обу­чение, коммуникативные технологии, систему В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: