double arrow

Наружная штукатурка


Отделку фасадов производят, исходя из эстетических, технических и экономических точек зрения. Этот самый спорный вопрос при строительстве индивидуального дома часто решается уже после заселения. Эстетический аспект не стоит особенно объяснять, об этом красноречиво говорят незавершенные ряды домов в поселках. С технической точки зрения отсрочка штукатурных работ на фасадных стенах домов приводит ко многим дефектам. Осадки пропитывают поверхность стен, намокают элементы кладки, не заставляют ждать себя и неприятности, возникающие из-за морозов. В стену, особенно если она сложена из мелких элементов, проникает влага, которая снижает ее теплоизоляцию и теплоемкость. Стоимость дополнительной энергии, затрачиваемой на отопление такого дома, превышает затраты на выполнение штукатурных работ. Сырые стены с выступившей плесенью влияют на изменение состава воздуха в помещении.

Ферма - это шарнирно стержневая система. Основными элемен­тами ферм являются пояса, образующие контур фермы, и решетка, со­стоящая из стоек и раскосов (рис. 1).

Работа ферм аналогична работе балок сплошного сечения. Поя­са ферм выполняют функцию поясов балки, а решетка - функцию стенки балки.

При расчете ферм предполагается, что в узлах системы - иде­альные шарниры, оси всех стержней прямолинейны, расположены в одной плоскости и пересекаются в узле в одной точке (в центре узла). Стержни такой идеальной системы при узловой нагрузке работают только на осевые усилия.

1 - нижний пояс; 2 - верхний пояс; 3 - стойки; 4 - раскосы

hn - высота на опоре; h - высота в пролете; / - расчетный пролет фермы;

i - уклон верхнего пояса фермы; di: - длина панели верхнего пояса

фермы;da - длина панели нижнего пояса фермы в мостах, эстакадах, покрытиях ангаров, вокзалов, конструкциях большепролетных покрытий, радиобашнях, мачтах, опорах ЛЭП.

Фермы по отношению к балкам: легче, в архитектурном плане им можно придать любую форму, технологичнее.

Фермы промышленных зданий подразделяются по:

• расчетной схеме (балочные разрезные, балочные неразрезные,рамные, арочные, комбинированные);

• очертанию поясов (сегментные, полигональные, треугольные, тра­пецеидальные, с параллельными поясами);

• системе решетки (треугольная, раскосная, крестовая, шпренгельная, ромбическая и полураскосная);

• типу сечения стержней (легкие, тяжелые).

• способу соединения элементов в узлах (сварные, болтовые).

Алгоритм расчета ферм:

• статический расчет фермы;

• подбор сечений элементов фермы;

• расчет и конструирование соединений, узлов и деталей фермы.

88 Пространственное и планировочное решение торгово-общественных центров

Малые города и сельские поселения в основном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размещается преобладающее число объектов общеселенного значения. Особый случай представляет двухцентровая система, когда наряду с традиционным центром в старой части поселения, создается новый центр во вновь формируемой планировочной зоне.

Торговые центры – крупные предприятия торговли или группа объектов, расположенных на общем участке, запроектированных и управляемых как единое целое (арендная площадь торгового центра не менее 5 тыс. кв. м). В состав торговых центров входят универсальные и специализированные магазины, предоставляющие посетителям широкий выбор товаров. Торговые центры обычно размещаются в общественных центрах городов и городских районов.

В настоящее время наибольшее распространение получают крупные торговые центры, со встроенными автомобильными парковками, включающие не только объекты торговли, но и объекты бытового обслуживания, развлечений, которые получили название – торгово-обслуживающие комплексы (центры). Сеть торговых центров в городах формируется взаимосвязано с транспортной инфраструктурой с тем, чтобы обеспечить их удобную транспортную доступность для населения.

Торгово-обслуживающие комплексы (центры)– совокупность предприятий и учреждений торговли, обслуживания, развлечений и проведения досуга, расположенных на общем участке в одном или нескольких зданиях, объединенных единым архитектурным замыслом. Торговые объекты в составе торгово-обслуживающих комплексов представлены крупными магазинами (супермаркет, гипермаркет, универмаг, магазин электроники, спортивных товаров и др.), а также небольшими специализированными магазинами.

89 Размещение городов на территории страны. Типология населённых мест

Виды и формы расселения. Распределение городского и сельского населения в пределах территориальных образований различной величины (район, регион, страна) определяется понятием расселение населения.

• Совокупность поселений в пределах различного рода территориальных образований определяется как сеть поселений (сеть населенных мест); выделяют сеть городских и сеть сельских поселений.

• Выделяют компактную, рассредоточенную (дисперсную), мелкоселенную, круп-носеленную, линейную, линейно-узловую, фокусированную сеть поселений, а также различные их сочетания (например, крупнодисперсная сеть поселений).

Типы систем расселения. Естественно образуемая или целенаправленно формируемая сеть поселений, объединенных в единое целое на основе оптимизации пространственных, экономических, социальных и других связей, определяется как система расселения (система поселений, населенных мест).

• Системы населенных мест, целенаправленно формируемые на основе высокой интеграции экономических, социальных и пространственных связей и обеспечивающие реализацию этих связей в пределах допустимых для данного иерархического уровня затрат времени на межселенные передвижения и перевозки, называют групповыми системами расселения (групповые системы населенных мест).

• В России сформировались и развиваются крупные агломерации. Развитие агломераций, образующих высокоурбанизированные ареалы, целесообразно по экономическим причинам. Для страны с ее громадными пространствами и расстояниями важно сократить затраты средств и времени на перемещение грузов, людей, информации в пределах ограниченных по размерам территорий, что и происходит в агломерациях. Связи между агломерациями осуществляются на главных направлениях по полимагистральным коридорам, что также позволяет получить значительный экономический эффект. Зарождение агломераций в России связано с развитием сети железных дорог.

Типология городов:

1. Мегаполис(Население свыше 2 млн. жителей) — город с политичес­кой или моноцентрической структурой. Город первого класса является общегосударственным или континентальным экономическим, культурным центром. Такой город выполняет функции общегосударственной столицы или центра континентальной системы расселения.

2.Метрополис (Население от 1 до 2 млн. жителей) — сверхкрупный город с моноцентрической планировочной структурой. Город 2 класса - основа общегосударственной континентальной и межрегиональных системы расселения, является межрегиональным и региональным экономическим и культурным центром и выполняет функции центра межрегиональной системы расселения (федеральный округ) или региональной системы расселения (области, края, республики).

3. Крупнейший город (Население от 500 тыс. до 1 млн. жите­лей) — город с моноцентрической планировочной структурой. Город третьего класса — основа общегосударственной и континентальной системы расселения, является региональным экономическим и культурным центром, выполняет функции центра межрегиональной системы расселения (федеральный округ) или регионального (область, край, республика) административного центра.

4. Крупный город (Население от 250 до 500 тыс. жителей) — город с моноцентрической планировочной структурой. Город четвертого класса — основа межрегиональных систем расселения, является региональным экономическим и культурным центром, выполняет функции регионального административного центра (области, края, республики).

5. Большой город(Население от 100 до 250 тыс. жителей) — город с моноцентрической планировочной структурой. Город пятого класса — основа межрегиональных систем расселения, является региональным экономическим и культурным центром, может выполнять функции центра субрегиональной системы расселения.

6.Средний город (Население от 50 до 100 тыс. жителей) — город с моноцентрической планировочной структурой. Город шестого класса — основа региональных систем расселения, может выполнять функции районного административного центра в области, крае или республике.

7. Малый город, поселок городского типа, станица, село, селение (Население от 10 до 50 тыс. жителей) — населенный пункт с моноцентрической планировочной структурой, местный экономический центр. Населенный пункт седьмого класса — основа региональных систем расселения, может выполнять функции районного административного центра.

8. Средний сельский населенный пункт: станица, село, селение, слобода - населенный пункт с моноцентрической компактной или линейной планировочной структурой, местный центр сельскохозяйственного производства или перерабатывающей промышленности. Населенный пункт восьмого класса — основа субрегиональных систем расселения, может выполнять функции районного административного центра.

9. Малый сельский населенный пункт: станица, хутор, деревня, аул, поселение, поселок(Население до 2 тыс. жителей)населенный пункт с моноцентрической, линейной или гнездовой планировочной структурой, центр или часть сельхозпредприятия. Населенный пункт девятого класса — основа районной системы расселения и первичное звено в общегосударственной системе расселения.

10. Временные и мобильные населенные пункты(Население до 1 тыс. жителей): стойбища, кочевья(этнические особенности проживания). Производственные временные и вахтовые поселки добывающих предприятий, военные городки.

11. Специфические населенные места(Не лимитируется), вне черты классных населенных мест. Выполняет функции военных гарнизонов, религиозно-культурных центров (монастыри).

90. Размещение подземных сетей и коллекторов в плане улиц.

При создании новых или при реконструкции существующих населенных мест их инженерное оборудование проектируют в виде комплекса систем водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения. При этом подземные сети также необходимо проектировать как комплексное хозяйство, увязывая их размещение с поперечным профилем проектируемых улиц, с транспортной сетью и с внутримикрорайоными проездами.

Для обеспечения строящихся районов города водой, газом, теплом и электроэнергией подземные сети следует прокладывать до начала застройки микрорайонов: магистральные (городские и районные) сети вдоль улиц, разводящие (микрорайонные) сети вдоль внутримикрорайонных проездов.

Магистральные городские сети прокладывают вдоль транспортных улиц в специально отводимых для них технических полосах, а магистральные районные сети – вдоль жилых улиц и проездов. При этом следует стремится проектировать совмещенную прокладку подземных коммуникаций в одной траншее, либо в общем канале или коллекторе. Это наиболее прогрессивные способы прокладки подземных сетей.

Магистральные городские и районные сети водоснабжения и теплоснабжения по возможности трассируют по местности с повышенными отметками, а газопроводы низкого давления – по местности с пониженными отметками.

При строительстве новых районов с озелененными улицами и свободной планировкой жилой застройки подземные сети размещают вне проезжей части – под полосами зеленых насаждений и под тротуарами. При реконструкции старых районов жилой застройки, а также при строительстве новых районов с улицами, имеющими небольшую ширину, подземные сети прокладывают и под проезжей частью.

Размещение раздельно прокладываемых подземных сетей проектируют с учетом срока их службы. Так, кабельные сети, которые требуют частого вскрытия в период эксплуатации, размещают, как правило, в полосе тротуаров. Магистральные сети водопровода, канализации, тепло- и газопроводов, имеющие длительный срок службы, располагают под полосами зеленых насаждений, а если ширина их окажется недостаточной, - в средней части улицы. Поперечный профиль улицы проектируют с учетом следующих положений:

- ширина тротуара для одной линии пешеходов принимается равной 0,75.

- в полосе тротуара или прилегающего к нему газона на расстоянии не менее 0,5 м от красной линии застройки прокладывают кабели слабого тока (пожарной сигнализации, радио, телевидения, междугородной связи, и специального назначения), затем – кабели телефонной связи и разрывом 0,5-0,6 м – силовые кабели напряжением до 10 кв.

- кабели постоянного тока (троллейбуса, метро, трамвая) размещают на расстоянии 0,5 м от крайнего силового кабеля, а кабели линий высоковольтной передачи напряжением 35 кв прокладывают в полосах зеленых насаждений или под проезжей частью на расстоянии не менее 2м от ближайших подземных сетей.

Остальные подземные сети располагают в плане от красной линии застройки к оси улиц по возрастающей глубине их заложения.

Для повышения надежности обеспечения основных потребителей водой, теплом и газом иногда проектируют прокладку сетей в две или более параллельных линии, назначая число линий минимального возможным. Целесообразность дублирования подземных сетей устанавливается экономическим сравнением двух вариантов с учетом ширины улиц. Ширина улиц в пределах красных линий застройки составляет (минимум): магистрального общегородского значения 45м, районного значения 35м, местного значения при многоэтажной застройке 25м при малоэтажной застройке 15м.

Существует ряд методов определения целесообразности дублирования подземных сетей. Для упрощения решения этой задачи в расчет можно принимать длину только той части вводов, которая находится между дублированными линиями, не учитывая те части вводов, которые практически будут одинаковыми при обоих вариантах прокладки (рис.2). в этом случае проще определить длину вводов, т. к. сети обычно прокладывают параллельно оси улиц. Экономическую целесообразность дублирования можно устанавливать по формуле S1 + S2-S£Sn*l1*S1, где S1 и S2 – стоимость прокладки 1 км дублированных линий с колодцами и арматурой подключения в руб.; S – то же, не дублированных линий; Sn*l1*S1 – стоимость 1км отрезков вводов между дублированными линиями на участке в руб. (n- число вводов; L1 – длинна ввода).

Разница между правой и первой частями формулы в 20% и более свидетельствует о явной экономической целесообразности или нецелесообразности варианта. Если разница меньше 20 %, то следует составить два варианта проекта со сметами.При размещении раздельно прокладываемых подземных сетей в профиле улиц и площадей учитывают требования СНиП.

91. Разработка календарных планов и графиков.

Календарным планом строительства называется проектно-технологический документ, устанавливающий целесообразную последо­вательность, взаимную увязку во времени и сроки выполнения ра­бот по возведению отдельных зданий и сооружений, а также опре­деляющий потребность в рабочих, материально-технических и других ресурсах.

Календарный план строит-ва отдельного объекта входит в состав ППР, составляемого по рабочим чертежам, и явл-ся важнейшим документом. В нем опр-ся продолжительность возведения объекта, сроки и взаимная увязка выполнения отдельных строительных и монтажных процессов. Правильно составленный КП служит основой для повседневного руководства строит-вом и для контроля за ходом работ.

В зависимости от стадии проектирования различают календарные планы:

- строит-ва комплексов комплексовЗиС или комплексные укрупненные сетевые графики (КУСГ);

- строит-ва отдельных объектов (КП);

- отдельных строит-ых процессов в составе технологических карт (ТК);

- часовые графики при монтаже конструкций с транспортных средств и разработке карт трудовых процессов (КТП). Все планы и графики взаимоувязаны.

В КП строит-ва комплекса ЗиСв составе основных и вспомог-х зданий, узлов и этапов работ с распределением объемов СМР по периодам строит-ва.

По данным КП строит-варазраб-ся следующие док-ты:

- организационно-технологич-е схемы оптимальной последовательности возведения ЗиС;

- ведомости потребности в конструкциях, материалах и оборудовании с распределением по периодам строит-ва;

- ведомость объемов СМР с выделением работ по основным зданиям, комплексам и периодам строит-ва;

- график потребности в кадрах строителей для всех организаций;

- график потребности в основных строит-ых машинах.

Исходными данными для составления КП явл-ся:

- строит-ая, сметная и другие части проекта, в том числе ПОС;

- разработанные ранее ведомости объемов работ, расчеты ресурсов, организ-но-технологич-е схемы и описания методов произ-ва сложных СМР;

- нормативные и контрактные сроки строит-ва комплекса;

- документация изысканий, в том числе данные о возможностях материально-технической базы строит-ва.

КП строит-ва отдельного объектаразраб-ся в разделе ППр на стадии рабочей документации. Он явл-ся основным док-том, по которому осущ-ся руководство и контроль за ходом СМР, координируется работа субподрядных организ-ций.

Сроки работ, установленные в КП, использ-ся в кач-ве исходных в детальных плановых документах: недельно-суточных графиках, сменных заданиях и др.

Исх. данными для разработки КП явл-ся:

- комплексный КП в составе ПОС;

- директивное задание и нормативы прод-ти строит-ва;

- рабочие чертежи, сметы;

- данные о технич-ой возм-ти организаций-участников строит-ва;

- тахнологич-е карты на строит-е процессы.

В процессе разработки КП составл-ся номенклатура работ, подсчитыв-ся их объемы, расчит-ся нормативная трудоёмкость. Выбираются методы выполнения работ и средства механизации; опр-ся составы бригад и звеньев. Опред-сятехнологич-ая послед-ть выполнения работ и устанавл-ся число исполнителей и сменность работ. Составл-ся график потребностей в ресурсах. При наличии типовых ТК уточняют их привязку к местным условиям и принимают данные ТК в кач-ве расчетных.

На основе КП составляют график потребности в рабочих кадрах по объекту. Он содержит среднесуточное кол-во рабочих по месяцам строит-ва и не дает представления об изменениях числа рабочих на каждый день месяца. Поэтому необходимо дополнительно строить график изменения числа рабочих на каждый день, что позволит дать оценку равномерности использования рабочих бригад каждой профессии.

График работы машин. Сроки начала и окончания работы основных строит-х машин устанавливают по КП. На основании этих данных составляют график. Помимо указанных графиков составляют графики потребности в материалах, полуфабрикатах, конструкциях и изделиях, которые строят на основе КП и определения номенклатуры и объемов работ

92 Реконструкция городских территорий

Реконструкция города представляет собой непрерывный процесс преобразования и обновления планировки и застройки с целью создания комфортных условий для проживания населения и обеспечения эффективного функционирования всех его элементов. Можно выделить следующие основные причины, диктующие необходимость реконструкции:

· несоответствие сложившейся планировочной структуры возрастающим требованиям, новым функциям и экологическим нагрузкам на городскую среду;

· недостаточная эффективность использования жилого фонда и городских территорий;

· моральный и физический износ застройки;

· разновременность сроков службы отдельных элементов городской среды;

· потеря в процессе развития ценных исторических архитектурных качеств городской среды.

Реконструкции подлежат любые материальные объекты, формирующие городскую среду. Это могут быть отдельные здания, комплексы, целостные градостроительные образования, межмагистральные территории, общественно-транспортные узлы, заповедные зоны исторической застройки, инженерные сооружения, коммуникации, участки территорий различного назначения.

Наиболее существенным объектом реконструкции являются районы и кварталы жилой застройки. Здесь можно реконструировать как многофункциональные градостроительные объекты (улицы, общественные транспортные узлы, общественные комплексы), так и группы кварталов, отдельных зданий. Процесс реконструкции сложившейся жилой застройки в целом представляет собой взаимосвязанное проектирование, планирование, организацию и проведение реконструктивных мероприятий, которые включают снос, строительство, реставрацию, ремонт зданий и сооружений.

Как правило, в городах применяются два варианта реконструкции:

· сплошная, осуществляемая одновременно с полным преобразованием объекта городского значения, например, полная реконструкция квартала со сносом ветхих, строительством новых и ремонтом опорных зданий;

· выборочная, последовательно осуществляемая реконструкция местного значения, состоящая в сносе, строительстве новых или ремонте отдельных опорных зданий, входящих в состав объекта реконструкции.

В процессе реконструкции необходимо развивать сеть учреждений культурно-бытового обслуживания населения всех ступеней и повышать уровень инженерного благоустройства территорий.

Сохранение, обновление и рациональное использование исторической среды городов обеспечивает сохранение и увеличение их социально-культурного потенциала. Причем при формировании современной политики реконструкции городов надо учитывать, что от сноса и ремонта отдельных зданий целесообразно переходить к комплексному преобразованию жилого фонда, т. е. комплексной реконструкции кварталов с групповым ремонтом и перестройкой зданий и улучшением функциональной архитектурно-планировочной и инженерной организацией кварталов.

Современные тенденции реконструкции состоят еще и в том, что надо обновлять и сохранять объекты, охраняемые как памятники. Центры старых городов представляют собой ценные образцы исторических типов жилища. Они находятся, как правило, в плохом состоянии. Их реконструкция связана с градостроительным развитием этих городов, т. е. с созданием многофункциональных комплексов