I. Организационный момент. Садятся на свои места ученики, которые назовут слово, со­стоящее из двух слогов

Садятся на свои места ученики, которые назовут слово, со­стоящее из двух слогов.

II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:

а) из двусложных слов. Логопед произносит слово горы по слогам, выделяя голосом гласные: «Го- какой вы слышите глас­ный в этом слоге? О. А в слоге ры (ы.) Сколько слогов в слове горы? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назо­вите еще раз гласные в слове горы (О, ы.)».

Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обра­щает внимание учеников на то, что в словах количество глас­ных соответствует количеству слогов;

б) из односложных слов. Логопед произносит слово дом. Уче­ники выделяют голосом гласный (о), определяют количество сло­гов. Затем логопед спрашивает, как ученики догадались, что в

слове один слог;

в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово малина. Ученики считают слоги, выделяют голосом гласные из каждо­го слога (А, и, а), определяют количество гласных.

«Что вам помогло определить количество слогов в слове?» — спрашивает логопед. (Количество гласных.)

Затем логопед вместе с учениками делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество глас­ных должно соответствовать количеству слогов в слове».

Ш. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?»

Тренировочные упражнения

Задание. Выделите гласные из слов. Определите количество слогов в слове (каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.):

а) из односложных слов:

Сом, сам, мыл, лук, мир, зал, жар, куст, стал, мост, брат,

друг, стул, клин, кнут, штык;

б) из двусложных слов:

Мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, крыло;

в) из трехсложных слов:

Машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, бумага, сапоги.

Конспекты занятий Занятие 1

Т е м а. Та же.

Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, вы­делять гласные из слов.

Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится на свое место тот ученик, который назовет слово, со­стоящее из трех слогов.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску три картинки, изображающие шар, вазу, лимоны.

Задание 1. Скажите, что изображено на картинках. Выделите голосом гласные звуки. Подсчитайте, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Задание 2. Изобразите слова графически. Напишите над каждым сло­гом соответствующую гласную.

Ноты, мак,

о ы а

Логопед может использовать слова, данные выше в «Тренировочных упражнениях».

Задание 3. Назовите картинку, дайте графическое изображение сло­ва, напишите гласную над соответствующим слогом.

Приблизительный перечень картинок: кот, муха, кубики, дуб, рыба, бумага, рак, рука, рубашка и т. д.

III. Проверка выполненной работы.

IV. Итог занятия.

«Что вы сегодня делали на занятии?» — спрашивает логопед.

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей определять порядок слогов в слове. Оборудование. Предметные картинки, слоги из раз­резной азбуки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится на свое место тот ученик, который назовет слово, состоящее из двух слогов.

II. Закрепление материала предыдущих занятий.

1) Графический диктант с выделением гласных.

Логопед произносит слова так, как они пишутся, и напоми­нает, что слова следует разделять запятой.

Ученики в тетрадях дают графическое изображение этих слов и пишут гласные над соответствующим слогом.

рыбаки. ы а и

Приблизительный перечень слов: шар, гусь, игла, радуга, ворота, еж, дом, шапка, музыка, вата, погода.

2)Проверка выполненной работы.

Логопед называет слова в порядке предъявляемых карти­нок, ученики называют количество слогов и гласные в каж­дом слове.

III. Порядок слогов в слове.

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие сум­ку и машину. Название этих картинок произносит деформиро-ванно: ка-сум, ши-ма-на. Затем спрашивает, получились ли слова. (Не получились.) Переставляет слоги и произносит слова правильно. «Теперь получились слова? {Получились.) Почему в первом случае слова не получились? (Слоги произносились не по порядку.) Чтобы получались слова, необходимо слоги не пу­тать и произносить их по порядку».

Задание 1. Прослушайте стихотворение «Петя и слова», закончите его, составив последнее слово из предложенных слогов. (На доску выстав­ляются слоги мы, вы, ты.)

...Вот с какими он словами Прибежал однажды к маме:

— Если руки мыли ВЫ, ■ Если руки моем МЫ,

— Если руки моешь ТЫ, Значит, руки....

Задание 2. Составьте слова из слогов: а) с опорой на картинку, б) без опоры на картинку.

Логопед произносит слова, переставив слоги, учащиеся пра­вильно называют слово:

а) Пи-ла, ки-ра, ки-ма, ры-ша, ба-шу, зы-ко, ру-ка;

б) ка-ру, ги-но, ма-зи, жу-ки, е-ду, бу-ду.

Задание 3. Составьте правильно слово из слогов разрезной азбуки: ма-ра, ни-са, ка-бел, ро-вед, ка-шап, бик-ку, мар-ко, ки-мар.

IV. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились?» — спрашивает логопед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: