Обследование слоговой структуры слов, детей со стертой дизартрией

Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, двусложные, со стечением и т.д., последовательно обследуются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отраженно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, состоящие:

– из разных гласных и согласных, например, «ка – ту – бо»;

– из разных согласных, но одинаковых гласных, например, «ка – га – да»;

– из разных гласных, но одинаковых согласных, например, «та – то – ту»;

– из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (акцентированные) па€ – па – па, да – да€ – да, па – па – па€.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Цель исследования:

1. Выявить те частотные классы слов, слоговая структура которых сохранна в речи ребенка.

2. Выявить те классы слоговой структуры с лов, которые грубо нарушены в речи ребенка.

3. Определить тип нарушения слоговой структуры слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова – см. п. 5.2.

По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень ОНР.

Исследование сформированности слоговой структуры слов 1–3 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

1 класс – двусложные слова из открытых слогов:

вода

муха зубы

2 класс – трехсложные слова из открытых слогов:

собака

ягоды

молоко

3 класс – односложные слова:

мяч

дом нос

2) Инструкция: «Назови картинки».

1 класс: 2 класс 3 класс:

лыжи машина кот

мыло лопата лес

пила корова нож

Критерии оценки:

4 балла – четко воспроизводит слоговую структуру всех слов.

3 балла – воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла – произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает.

1 балл – большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов.

0 баллов – искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: