Тренировочные упражнения. Задание 1. Прослушайте слова варежки, фартук

Задание 1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки. Чем они различаются?

Задание 2. Из данное ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки.

в, а, ф, у.

Задание 3. Соотнесите первый звук в данных словах, с соответствую­щей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг.

Задание 4. Образуйте слоги и звукосочетания:

а о а о я ё я ё

в Ф ^ «Г С Ф

■ ^ ^ ^Ч ^Ч Ы

у ы у ы и ю и ю

Дифференциация вф в слогах

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов:

ва — фа фа — ва фя — вя ве —фе фе — ве

во — фо фо — во фё — вё вю — фю фи — ви

ву — фу фу — ву фе — ве ви —- фи ве — фе

вы — фы фы — вы фю — вю вё — фё фя — вя

Задание 2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите пер­вую букву каждого слога.

Ва, вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя; вю, фю, фла, ела, флу, фло, влу, ело, флы, влы, ера, фра, фру, вру, еры, фле; еле, вля, фля, фри, фре, флю, влю.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только со­гласные.

Афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа, уфо, уво.

Задание 4. Прослушайте слоги, повторите в той же последовательности:

фавафа фававафа

вафава вафафава

фу — ву — фу ву — фу — ву — фу

ву — фу — ву фу — ву — фу — ву.

Задание 5. Прочитайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности:

вофофо фовофово вофофово

фивифи вуфуву —- фу фививифи

фявяфя фёвёфёвё выфыфывы

еефеве вюфювюфю февевефе.

Задание в. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой в, в другую — с буквой ф:

Ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы, фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё; афа, ава, уфа, ува, офе, ове, еве, ифе, ова, увя, уви, уфи.

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. Исполь­зуется материал предыдущего задания.

Дифференциация вф в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звуков в, ф. Оха­рактеризуйте эти звуки. Скажите, чем они различаются:

Образе ц:а) В слове вата — звук в; Он согласный звонкий, б) В слове факел — звук ф. Он согласный глухой.

а) Фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы;

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфет­ка.

Задание 2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) Вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня;

б)совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова;

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли,

развеял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный.]

Объяснить слова: фуфайка, лафеты.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка-! кими звуками отличаются эти слова. Устно составьте предложение с каж­дым словом.

Объяснить слова: фаза, фляга.

Феня — Веня, сова — софа, ваза — фаза, влага — фляга.

Задание 4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпиши­те букву в или ф над соответствующим слогом.

Фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, | фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый, веселый, вафельный, фланелевый.

Задание 5. Рассмотрите и назовите картинки1. Разложите их в три столбика: в первый — со звуком в, во второй — со звуком ф, в третий — со] звуками в и ф.

1 На рисунках дан примерный перечень.

Задание 6. Выпишите слова в три колонки: в первую — с буквой в, во вторую — с буквой ф, в третью — с буквами в тиф. Подчеркните буквы в, ф, разными карандашами, выделенные слова объясните.

Соловушка, ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска, вафель­ница, кофейник, филин, нафталин, фестиваль, весло, подво­да, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, фи­ник, шарфик, мануфактура.

Задание 7. Закончите слова, дописав слоги с буквами в, ф.

Образец: шка-фы, бро-ви.

Бро —... клю
шка —... чер -
со —... ели
со —... шар

Задание 8. Вставьте в слова пропущенные буквы в или ф.

а)...лакон,...агон,...орота^,...торой,...люс,...орона,...оро­бей,...орма,...рукты,...орточка,...игура,...ратарь,...ильм,...лот,...ыркает,...ото,...орель,...етер,...ихрь,...ихор;

б) ци...ра, про...од, с.ерток, ке...ир, с.екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, ели...а, ели...очный, соло...ей, пер...ый, сал-...етка;

в)...ежли...ый,...рукто...ый,...ор...ался,...иолето...ый,...ланеле....ый, го...орли...ый,...ар...ор,...е...раль,...ести...1 аль,...отогра...ия,...а...ли,...ыдерги...ает.

Задание 9. Прослушайте слова. Повторите их по слогам. Определите, в каком слоге слышится звук в, или ф. Запишите слова по слогам, под­черкните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

Светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифоваль­щик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, флане­левый, фруктовый, фиолетовый.

Задание 10. Измените слова так, чтобы после согласных в, ф появился гласный.

Образец: шарфшарфы, левльвы. Объяснить слова: лиф, скиф. Шкаф —... бровь —... лиф —...

рукав —... кровь —... лев —...

шарф —... ветвь —... слив —...

посев —... ров —... скиф —...

Задание 11. Допишите недостающую букву в или ф. В скобках напи­шите проверочное слово.

Ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, бро...ь, моркс.ь, хле....

Задание 12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Определите наличие букв в,фъ словах.

Яблоки, груши, лимоны — это.... Капуста, огурцы, свекла, морковь — это.... Второй месяц зимы —.... Последний месяц зимы —.... Сосуд, в котором варят кофе — это.... Добрая волшебница — это....

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, ово­щи, февраль, январь.

Задание 13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание на I звуки дт, с. 240, задание 21.)

3 5

    -----------2
     
    п:
     
    в
     
     
     

По вертикали: 1. Праздник молодежи. - По горизонтали: 2. Осветительный прибор на передней ча­сти машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвиже­ния, находящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометричес­кая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива, лифт, Иван, хлев, айва, овал.

Дифференциация вф в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

совасофа Мы видели в лесу....

Мама купила новую.... влагафляга Весной на полях много....

У туристов не оказалось....

Задание 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) Свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая;

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами в, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого муж­чины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Се­годня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфета­ми. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцвет­ные флажки.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями.

Вафельный торт; дырявый кафтан; деревянные ворота; красивый флажок; фарфоровая вазочка; родниковая вода; вкусная форель; красивый флакон; оловянная фляжка; новые туфли; фиолетовый свитер; финиковое дерево.

Задание б. Закончите предложения, используя картинки.1

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланеле­вую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались крас­ные (флаги). Вера решила проветрить комнату и открыла (фор­точка). У нас оборвался телефонный (провод).

1 Логопед представляет картинки со с. 252.

Задание в. Вставьте в предложения пропущенные слова. Проверьте согласные в,фв конце слова.

У дятла длинный.... Плотник построил... для овец. У Веры часто болит горло. Бабушка связала ей новый.... Утром Федя пьет чай или.... Федин папа на заводе шлифует детали, он ра­ботает.... Надо вовремя переходить дорогу, следует смотреть на

.... Ночная птица —.......плохо видят днем, зато хорошо видят

ночью. Сливы, яблоки, груши — это.... Картофель, свекла, репа — это.... Ночью нашу улицу освещает.... Около лифта дежурит

Задание 7. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы...али учебный...ильм. Зимой надо откры-.ать...рамугу....аря надела шар... и...арежки. У...анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У Вити но...ая...уражка.

Задание 8. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы в или ф. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют...онта-ны. Около...онтанов ц...етут...иалки и...ысокой стеной рас­тут тра...а. На...етках дере...ьев...есело чирикают...оробьи.

Задание 9. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами. Многосложные сло­ва пишите по слогам.

Вопросы.

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

Задание 10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать; Вова, подвязать, фартук; ночью, филин, видеть, хорошо; у, ворота, вратарь, стоять; Фаина, по­дарить, Вера Федоровна, фиалки; Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая; овцы, жить, в, хлев; Варя, фиолето­вые, найти, васильки.

Дифференциация вф в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват. Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

Задание 2. Диктанты.

Зрительный диктант.

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговаривани-ем слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске пред­ложение. Дети читают это предложение, затем логопед его стирают. Уча­щиеся пишут предложение по памяти. Аналогично ведется работа с ос­тальными предложениями. Затем ученики проверяют свою работу.

Наш огород.

В нашем огороде растут свекла, морковь и фасоль. Сорная трава мешает расти овощам. Мы вырываем сорную траву. У нас растут хорошие овощи. Всю осень мы будем есть овощи, выра­щенные в нашем огороде.

На ферме.

Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и кра­сивые забавные телята. Варя кормит коров и телят. С фермы молоко отправляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и девочки.

Слово для объяснения: копнят.

Слуховые диктанты.

Пишите по слогам, слоги проговаривайте.

В школьном буфете продавали вафли. Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате — стол, кровать, диван и софа. Картофель, морковь, фасоль — овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль — зимний месяц. В алфавите тридцать три буквы. Вьются флаги у ворот.

Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке на каток.

Проверочные диктанты.

Около школы красивые фонтаны. Около фонтанов цвели лев­кои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, которые мы сами выращиваем.

Птичка.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клювом. Ваня открыл форточку и впустил птичку в комнату. Птичка влетела. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Насту­пила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.

Составьте и запишите рассказы по опорным словам.

Федя — футболист.

Федя, футбол, воля, футболист, волейбол, забивает, свитер, ворота, надевает.

Вера, физкультура, вывихнула, волейбол, левый плечевой сустав, врач, навещали, Федя, Варя, финики, фрукты, вафли, поправилась.

Дифференциация г—к

Конспект занятия

Тема. Различение звуков и букв г — к. Цель. Научить учащихся различать звуки г — ки буквы г — к в слогах.

Оборудование. Плакаты, схемы, буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед спрашивает: «Как подают голос гуси? (Га-га-га.) Акак куры созывают цыплят? {Ко-ко-ко.)*

Учащиеся делятся на две группы: «гуси» и «куры». Лого­пед дает сигнал: «Гуси». Учащиеся-«гуси» подают голос и са­дятся во второй ряд. По сигналу: «Куры» — учащиеся-«куры» подают голос и садятся в первый ряд.

П. Знакомство с темой.

Логопед выясняет у учащихся, догадались ли они, с какими звуками будут сегодня работать, чем различаются эти звуки.

III. Выделение звуков г, к из слов.

Логопед читает стихотворение С. Погореловского «Как Миш­ка деда рассердил»»

Пишет Мишка-Михаил: «Дед Герасим гол забил». Все читают, восклицают

— Ай да старый, гол забил! Дать во все газеты Дедовы портреты!

— Нет, — сказал сердито дед, —

Мишкин дайте в них портрет! Писал диктовку в школе, А думал о футболе. Оттого-то кол Превратился в гол, И за этот гол — Получил он кол.

Вопросы.

В чем заключалась ошибка Мишки?

Какие два значения имеет слово кол?

«Назовите первые звуки в словах кол, гол, — дает задание логопед. — Что общего в этих звуках? (Звуки г, ксогласные.) Чем различаются эти звуки? (Звук гзвонкий, звук кглу­хой.)*

IV. Выделение звуков г, кия слогов.

Логопед предлагает учащимся слитно прочитать слоги и зву­ковые сочетания, выделить голосом согласные г, к. а а а а а а

и и и и и / и

Задание 1. Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слога.Логопед диктует слоги, учащиеся записывают буквы в тетради.

Ка, гу, гы, ки, ги, ко, го, кё, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, крё, грё.

Задание 2. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные (работа выполняется аналогично предыдущей):

Око, ого, ука, уки, оги, ака, ага, уго, уко, оки, оги.

Задание 3. Прослушайте ряды слогов, повторите их в той же последо­вательности.

Гакага гокого когоко
кагака ку — гу — ку гу —ку — гу.

Задание 4. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой г, во вторую — с буквой к:

Гы, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еги.

Скажите, сколько слогов со звонкой согласной и сколько с глухой. Сколько звукосочетаний со звонкой и сколько с глухой согласной?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: