1.Развитие зрительного восприятия С задание 1. с. 23).
Логопед: Рассмотрите буквы в таблице.
Обведите красным цветом все буквы и, а синим все буквы ц.
2,Сформулировать тему занятия (Буквы и - и)и.записать ее на доске.
II. Основная часть занятия
1. Сравнение б укв занятия по начертанию в д вух шрифтах: строчные: рукописные.
2. С оотнесение букв занятия с соответствующими звуками, сравнительная характеристика букв.
Подбор символов для схематичного обозначения букв занятия (задание 2. с. 24).
- Сходство: начинаются с одинакового элемента.
- Различия: ц - обозначает согласный звук, и – гласный звук; ц - обозначает два звука [Т+С], и - обозначает [И]; после написания одинакового первого элемента буквы пишутся по-разному - ц отличается от и петелькой внизу. Будем обозначать букву ц - синей стрелкой, а и — крас-
ной стрелкой.
3. Знакомство с героями занятия (задание 3. с. 24).
Логопед: Посмотрите на изображения героев и припомните, из какой сказки они пришли. (Герои пришли из сказки «Царевна-Лягушка».)
4. Выделение звуков занятия из слов, обозначающих имена героев. Соотнесение звуков занятия
с буквами занятия, с символами (задание 4, с. 24).
Логопед: Запишите имена героев сказки. Какие буквы занятия есть в именах героев? (Царевич - буквы и - ц; Царевна-Лягушка, царь - буква ц, купчихи -и.) Обведите красным кружком все буквы и, а синим - все буквы ц. Каких еще героев этой сказки вы знаете?
5. Д ифференииаиия букв занятия на уровне слога(задание 5. с. 24).
Логопед: Царь собрал своих сыновей и просит их помочь ему разгадать, какие слоги написаны, и даёт им стрелы - красную и синюю. (Логопед раздаёт детям изображение стрел синего и красного цвета.) Просит батюшка пустить стрелы и назвать слоги, записанные в тетради. Угадайте, какая стрела куда угодит? В каждом слоге должно быть по две буквы, одна из которых гласная, а вторая согласная.
6.Дифференциация букв занятия на уровне слова.
Логопед: Пустили братья стрелы и угадали слоги. Одна из стрел старшего брата полетела дальше и попала на боярский двор. Стрела среднего брата - на купеческий двор, а одна из стрел младшего брата... на болото.
«Разнесите» подарки невестам - распределите картинки с изображением предметов в три столбика: первый - с буквой и, второй — ц,а третий — и — ц.
Картинки: гусеница, цыпленок, цифры, циферблат, гиря, вилка, диван, цапля, фикус.
Дети припоминают правило о правописании слов на ЦИ-/ЦЫ-.
Логопед: Повезли старшие братья подарки своим суженым, и Иван побрёл на болото. Смотрит царевич, сидит на листе кувшинки лягушка и держит в лапках стрелу. Захотел забрать Иван свою стрелу, а лягушка и говорит ему человеческим голосом... (Дети припоминают, что сказала лягушка.) Делать нечего, взял царевич лягушку с собой во дворец.
7. Развитие звукового а н ализа и зрительного восприятия.Работа над сем а нтикой слова (задание 6. с. 25).
Логопед: Царь захотел посмотреть на трудолюбие и умение своих невесток и дал им задание.
Вставьте буквы занятия в слова. Объясните значение слов.
- Запишите слова.
Л...... О КОНН......А Л...С...ЧКА
СТОЛ…...А СТРАН......А...ЕПОЧК...
...ЫПОЧК... Л...СТВЕНН......А...АЛЛ...
Дети припоминают правила написания слов на ЦИ-/ЦЫ-.
8. Физминутка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Солнцу улыбаются,
На ветру качаются.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Глазки прикрывают,
Тихо засыпают.
9.Развитие навыков словообразования (задание 7. с. 25).
Логопед: Царь остался доволен тем, как выполнила задание младшая невестка. Вот он приготовил второе задание.
Образуйте от слов новые слова так, чтобы в них появилась буквы и - ц. Новые слова обязательно должны обозначать различные емкости. Например: пепел - пепельница.
Слова: сухарь, мыло, сахар, суп, конфеты, бутерброд, соус, селёдка, чернила.
Дети образуют слова, объясняют их значение, записывают и указывают наличие букв занятия.