Занятие № 22. Регуляция дыхания. Дыхание при различных состояниях организма

Цель занятия: 1) Изучить механизмы регуляции дыхания. 2) Сформировать представления о структуре и деятельности функциональной системы, поддерживающей постоянство газового состава организма.

Контрольные вопросы

Рефлекторная саморегуляция дыхания: организация дыхательного центра и роль его отделов в регуляции дыхания. Автоматия дыхательного центра.

Механизм смены дыхательных фаз (роль проприо- и механорецепторов дыхательной мускулатуры, лёгких, бронхов, хеморецепторов рефлексогенных зон).

Рефлекторные влияния на бульбарный центр дыхания со стороны высших отделов мозга (гипоталамуса, коры больших полушарий; произвольная и условно-рефлекторная регуляция дыхания).

Гуморальный механизм регуляции дыхания (роль угольной кислоты, СО2, О2, Н+,...).

Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления и при изменении состава газовой смеси.

Дыхание в условиях мышечной работы.

Понятие о гипоксии. Виды гипоксий.

Функциональная система, поддерживающая газовый гомеостаз. Анализ её центральных и периферических компонентов.

Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998) №№ 21-30, 39-45, на стр. 45-48.

Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета:

Особенности регуляции дыхания у детей.

Механизм первого вдоха новорожденного.

(ответы см. на стр. 42-44 справочного пособия для врачей-педиатров “Физиологические особенности детского возраста” Савченкова Ю. И., Венгер Т. Ф., 1998).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА ЛЕГОЧНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ОРГАНИЗМА.

Ход работы и интерпретация результатов. По спирограмме, записанной в кабинете функциональной диагностики, оценить изменчивость фаз дыхательного цикла и последующие изменения объемов легочной вентиляции: 1) при спокойном дыхании, 2) при глубоком дыхании, 3) при произвольной задержке дыхания, 4) при гипервентиляции легких, 5) во время глотания, 6) при смехе, 7) при кашле, 8) при вдыхании нашатырного спирта. Алгоритм работы см. Руководство «Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab». Аэробная регуляция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: