Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) содержание органов местного самоуправления;
2) формирование муниципальной собственности и управление ею;
3) организация, содержание и развитие учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
4) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
5) организация, содержание и развитие муниципального желищно-коммунального хозяйства;
6) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
8) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
9) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
|
|
10) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
11) обеспечение противопожарной безопасности;
12) охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
13) реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
14) обслуживание и погашение муниципального долга;
15) целевое дотирование населения;
16) содержание муниципальных архивов;
17) проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: желищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.
За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.
Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:
|
|
1) нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
2) целевые трансферты;
3) компенсационные выплаты.
Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.
Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
2) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
3) иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
4) межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Источники финансирования дефицита бюджета. Назначение и формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Государственный кредит и государственный долг. Виды и структура государственного долга