Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования: еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью: был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.
Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
При царе существовали специальные советы:
1) паришад — совет царских сановников;
2) тайный совет;
3) раджа-сабха, или царский совет.
В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.
|
|
В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.
Подобные преобразования претерпела и сабха — ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа-сабхи.
В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:
1) главные провинции;
2) обычные провинции (джанапады);
3) области (прадеши);
4) округа (ахале);
5) деревни.
Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.
Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники-раджуки.
В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.
В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые).
Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае — кшатрий или вайший.
|
|
Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.
Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.
Армию комплектовали из следующих источников:
1) наследственные воины — кшатрии;
2) наёмники;
3) воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.
Армия также исполняла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.