Цели, ф-ции, методы гос регулир-я НЭ

ГРЭ - это целенап­рав деят-ть гос-ва в лице соотв органов, к-е посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспеч достижение поставл цели и решение экон и соц задач соответв этапа развития эк-ки.

Роль гос-ва в регулир-и эк-ки опред-ся созданием условий не только для функц-я рынка, но и соблюд-я баланса обществ интересов, соц стабильности и защиты нац интересов как во внутр, так и во внешней политике. Для регулир соц-экон процессов гос-во исп сис-му методов и инструментов, к-е меняются в завис от сложивш соц-экон ситуации, накопл опыта, выбр модели и стратегич целей развития.

Общепринято деление методов гос регулир-я на прав, админ, эконом. Прав регулир-е эк-ки сост в разработке и реализ законов, обеспеч нормы функц-я предприятий всех форм собств-ти и рын стр-р (бирж, банков, акционер обществ), антимонопол регулир-и, защите прав покупателей и интересов общ-ва, посреднич-ве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Админ методы эконом регулир реализ-ся поср-вом запрет, разрешит и принудит мер для отдел сфер эконом деят-ти.

Гос регулир-е эк-ки в условиях становл рын хоз-ва представл собой сис-му мер, законодат, исполнит хар-ра, осущ-ых правомочными гос органами упр-я в целях стабилиз-ии и адапт-ии существ-щих соц-эк сист-мы к измен условиям.

Сферами гос вмеш-ва в эк-ку явл • созд-е конкур-ой рыночной среды, • экон циклы, • кризисы на макроур-не, • природоохр-я деят-ть, • антимоноп-е рег-ие, • ВЭД.

Ф-ции гос-ва в НЭ:

• формир-е и поддерж-е в актуальн сост нормат-правов базы, регламентир дея-ть субъектов хозяйствов-я

• формир-е условий устойч-го роста НЭ

• искусств-е распред-е и перераспр-е рес-сов, т.е. нац богатства

• созд-е сист-мы минимальных соц-ых гарантий

В усл-ях переходной эк-ки гос-во реализ-ет след ф-ции:

1. Созд усл-ий для эфф-ного функционирования НЭ

2. Перераспр-я рес-ов

3. Регулиров-я деят-ти хоз субъектов с помощью созд-я и изм-я существ-щей нормат-законодат-ой базы

4. Стабилизация ситуации

5. Созд-е условий для экон роста

Гос регул-е эк-ки обеспеч-ет реализ-ю посредством прямых и косв-ых механизмов (субсидии, гос заказы, участие гос-ва в капитале, косв: налоговая политика, валютное регулир-е).

На соврем этапе обеспеч модерниз-я экон институтов и сист-мы стимулов посредством созд-я сист-мы стимулов для экон роста на основе либерализации условий экон деят-ти всех субъектов хозяйствования различных форм собств-ти и формир благоприятного бизнес-климата (эффект-ть налогов системы, конкурентная среда, партнерск отнош-я с бизнесом).


7. Формы ГРЭ: прогнозир, планир, программир.

В услови­ях рынка ГРЭ — целенаправ­ воздействие правит-ва на отдел сегменты рынка с помощью микро- и макроэк регуляторов с целью обеспеч равновес роста всей эк с-мы (речь идет о динамич состоянии общ равновесия, когда достиг стабильное ежегод увелич-е объемов нац пр-ва при полной занятости эк р-сов и низких темпах инфляции, т. е. стабил ур-не цен). Все использ правит-м регуляторы эк жизни общ-ва можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косв влияния на эк-ку. Програм-ие, прогноз-ие и планир-ие — высш форма ГРЭ и отраж косв вариант гос воздействия. Гос программы носят рекоменд характер для частн сектора. Гос программир-е может быть нацел на отдел отрасли, регионы; объектами гос программ могут стать отдел направ науч исследо­ваний и т. д. В кач-ве примера гос программ можно упомянуть широко примен-ся во многих странах в XX в. общенац программы по восстанов эк-ки, стр-рной перестройке эк-ки, приватизации, послекризис стабилизации. Методы косв регулир-я предполаг, что гос-во заклад условия, чтобы при самост принятии эконом решений субъекты эк-ки тяготели к вариан­там, соответ эк целям гос-ва. Вме­сте с тем при косв регулир-и неизбеж временные лаги между принятием гос-ом эк-х решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конеч эк результатами, соотв-ми гос эк целям.

Планирование - процесс экон обоснования и принятия вз/увяз-ых решений в конкр-ой ситуации для достиж-я целей в увязке сроков, ресурсов, ответственных исполнит-ей (волевое и активное воздействие на будущее, отраж-щее субъективное представл-е о будущем, числовая модель будущ развития). Несет в себе объект-е и субъект-е стороны (учет действия объект-ых экон законов и деят-ть субъектов в лице гос органов).

По методам исполнения планир-е мб директивным, индикативным, стратегическим. Наиб распростр-ной формой планирования выступает индикативное, которое содержит общие контуры гос прогноза, общие ориентиры, имеет место координация использ-я гос рес-ов без вмешательства в операт-е действия предпринимателей. Стратегич-е планирование соориентир-о на долгоср-ю перспективу и опред осн-е направления соц-эк-ого развития страны, т.е. обеспеч-е экон потенциала страны, достаточные для устойчив экон развития.

Другой формой гос регулир-я выступает прогнозирование, которое представл собой систему научных знаний о буд состоянии эк-ки и ее сфер. Научное прогнозир-е выступает формой научного предвид-ия (предсказание, т.е. описат-й хар-ер, предуказание, необходим действия для достиж целей). Предсказание выраж-ся след категориями: гипотеза, прогноз, концепция, программа, план.

Предуказание увяз-ся с решением проблемы (планир-е, программ-ние).

В завис-ти от сферы прим-я прогнозир-е бывает • соц-эк, • научно-техн. В зависимости от ур-я управления прогнозир-е мб • народно-хозяй-ым, •отравлевым, • прогнозное развитие предприятий.

Методологич-ми принципами прогнозирования выступ этапизация, вариантность, соц напрвленность, непрерывность и т.д.

Прогноз-е – это процесс разработки прогноза, построен на вероятност, науч обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возмож состоянии и альтерн путях его достижения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: