Государство и право Древнего Рима

История римского государства делится на три периода:

1. Царский период (754 — 510 гг. до н. э.)

2. Республика (510 — 27 гг. до н. э.)

3. Империя (27 г. до н. э. — 476 г.)

В VIII — VI вв. до н. э. Рим был монархией, но власть рекса (царя) сводилась к командованию армией, роли верховного жреца и некоторым судебным функциям. Реальная власть примерно поровну распределялась между комициями (народным собранием) и сенатом (советом старейшин). Комиции избирали должностных лиц, принимали законы и объявляли войну. Сенат занимался непосредственным управлением, готовил законопроекты и толковал их.
В VI в. до н. э. рекс Сервий Тулий (578 — 533 гг. до н. э.) провел в Риме реформы, заменив старое деление его граждан на патрициев и плебеев новым — по имущественному цензу, а старое деление государства по племенам — делением по территориальным округам.

В 510 г. до н. э. последний рекс был свергнут, и в Риме установлена республика. Ее высшим органом власти стал сенат, который принимал законы (формально — толковал их), готовил вопросы для комиций и мог отменить их решения, ведал внешней политикой, государственным бюджетом и государственным имуществом, был судом по важнейшим политическим и уголовным делам. Роль комиций упала и свелась к избранию главных должностных лиц республики — консулов, преторов и цензоров. Два консула командовали армией, занимались текущим управлением и следили за соблюдением законов. Преторы (сначала их было два, потом — восемь) сначала были помощниками консулов (замещали их в случае отсутствия и были средним командным звеном в армии), а с III в. до н. э. стали судьями по гражданским делам. Цензоры составляли списки граждан и сенаторов. Особое место в государственном аппарате республики занимали народные трибуны (сначала их было два, потом — десять), которые защищали интересы плебеев.
В чрезвычайных ситуациях вводилась должность диктатора, который на шесть месяцев получал неограниченную власть.

В I в. до н. э. в Риме начались затяжные гражданские войны, которые завершились падением республики и установлением империи. Она существовала в двух формах:

1. Принципат (I в. до н. э. — III в. н. э.). В это время сохранились старые республиканские учреждения (сенат, комиции и др.), но реальная власть сосредоточилась в руках принцепса (императора), который занимал сразу несколько ключевых государственных постов (диктатора, верховного жреца, консула и т. д.). В результате роль сената и комиций упала, и новым центром власти стала императорская канцелярия.

2. Доминат (III — V вв.). В это время республиканские учреждения были ликвидированы, и установлена неограниченная монархия типа восточной деспотии. Управление сосредоточилось в нескольких ведомствах (государственный совет, финансовое ведомство и др.), и повысилась роль чиновников.

В эпоху домината Римская империя вступила в период кризиса. В 395 г. она была разделена на Западную и Восточную Римские империи. В 476 г. Западная Римская империя была уничтожена германцами. Эта дата считается концом истории римского государства.

История римского права делится на три периода:

1. Древнейшее римское право (VI — III вв. до н. э.). Его главный памятник — «Законы XII таблиц» (V в. до н. э.). Они закрепили неограниченную власть главы семьи и отличались крайней жестокостью уголовного права (смертная казнь назначалась даже за потраву и сбор чужого урожая).

2. Классическое римское право (III в. до н. э. — III в. н. э.). Его особенности: безупречная форма, высокий уровень развития гражданского права, смягчение семейного права (облегчение положения жены и детей, разрешение развода и т. д.), усиление роли права в римском обществе и престижности профессии юриста.

3. Постклассическое римское право (III — V вв.). В это время в римском праве происходят изменения, которые означают формирование основ средневекового права: судебная власть подчиняется исполнительной (императора и его чиновников), коллегиальный суд сменяется единоличным, открытый и публичный суд — тайным, исчезает деление следствия на предварительное и судебное, суд становится сословным, появляется сеньориальная юстиция (крупные землевладельцы сами судят своих колонов — римских крепостных).

При этом в разные периоды истории римского права происходили серьезные изменения во всех его отраслях.

В гражданском праве уже в эпоху «Законов XII таблиц» началось формирование сложной системы отношений собственности. Часть ее объектов было изъято из гражданского оборота: предметы религиозного культа (храмы, кладбища и т. д.), государственная собственность (общественные здания и земли, укрепления, главные дороги и т. д.) и объекты общего пользования (море, реки и т. п.). Остальные вещи были объектами частной собственности, под которой римские юристы понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, установленными договором или правом. Собственность в Риме (VI — III в. до н. э.) делилась на два типа: вещи первой категории (недвижимость, рабочий скот и рабы), для отчуждения которых требовалась особая процедура манципации (приглашение пяти свидетелей, специальная формула заявления покупателя о переходе вещи в его собственность и т. п.), и вещи второй категории (все остальные объекты собственности), для продажи которых процедура манципации не требовалась. Одной из форм ограничения права собственности стал сервитут — права на чужую вещь. Сервитуты подразделялись на вещные, когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого, и личные, когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи.

В классический и постклассический периоды деление вещей на манцепируемые и неманцепируемые постепенно утратило свое значение, а договоры были разделены на четыре группы (в эпоху древнейшего римского права существовала только первая из них) – вербальные (основанные на устных клятвах), литературные (письменные обязательства), реальные (ответственность по ним наступала не с момента соглашения, а с момента передачи вещи) и консенсуальные (ответственность по ним наступала не при передаче вещи, а немедленно по заключении устного или письменного соглашения).

Серьезные изменения были и в уголовном праве. Смертная казнь, широко применявшаяся по Законам XII таблиц, в поздней республике постепенно сменилась изгнанием и лишением гражданства («лишениям огня и воды»), однако в период домината этот вид наказания вновь стал применяться не только к рабам и иностранцам, но и к римским гражданам. При этом представители знати (сенаторы, всадники и др.) наказывались смертью гораздо реже, чем представители непривилегированных сословий: последних казнили за 31 состав преступления, аристократов — только за 4 (убийство, поджог, оскорбление величества и магию).

Еще более значительные изменения происходили в семейном и наследственном праве. Патриархальная семья, юридически закрепленная Законами XII таблиц, постепенно разрушалась. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом, которое в древнейший период оставалось безнаказанным, стало рассматриваться как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность жены и детей (с конца I в. до н. э. муж не мог продать землю, полученную в приданое своей жены, без ее соглашения; сын не мог получить участок земли, который де-юре считался собственностью отца, но де-факто был собственностью сына).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: