Третья республика в 1870—1914 гг

После разгрома Парижской Коммуны началась затяжная борьба между республиканцами и монархистами в Национальном собрании, избранном еще в феврале 1871 г., которая только в январе 1875 г. закончилась принятием резолюции, признававшей Францию республикой.

Конституция Третьей республики так и не была принята, и ее роль играли три «органических закона» 1875 г. Высшим органом законодательной власти по ним был двухпалатный парламент — Национальное собрание. Депутаты нижней палаты, Палаты депутатов, избирались на четыре года всеобщим голосованием, но при этом голосовали только 12 млн французов из 40 млн, т. к. избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие и большинство жителей колоний. Верхняя палата, Сенат, формировалась более сложным путем. 72 сенатора из 300 были пожизненными,
225 — избирались особыми коллегиями выборщиков по департаментам на девять лет. Высшим органом исполнительной власти был Совет министров. Главой государства стал президент, избираемый на семь лет Национальным собранием.

Он имел широкие полномочия (командование вооруженными силами, назначение на все военные и гражданские должности, право законодательной инициативы и помилования и т. д.), но, в отличие от американского президента, не был главой правительства.

В 1884 года «органические законы» были дополнены специальной поправкой, укрепившей республику и способствовавшей ее демократизации:

1. Было запрещено пересматривать республиканскую форму правления и избирать президентами членов французской династии (Бурбонов, Орлеанов и Бонапартов).

2. Государственным гимном стала «Марсельеза», а национальным праздником — 14 июля.

3. Был ликвидирован институт пожизненных сенаторов.

На рубеже XIX — XX вв. в государственном строе Третьей республики произошли новые изменения:

1. Президентская власть ослабла, т. к. глава государства не использовал многие свои полномочия (право роспуска Палаты депутатов и др.), а правительство де-факто было выведено из-под его контроля.

2. Сформировалась многопартийная система, что привело к созданию коалиционных правительств и частым правительственным кризисам

3. Шло усиление исполнительной власти за счет законодательной: в правительстве появились министры, сохранявшие свои посты при любой смене кабинета (Клемансо, Вальдек-Руссо и др.), быстро рос бюрократический аппарат; местные представительные органы, генеральные советы департаментов, полностью зависели от префектов (глав исполнительной власти в департаментах).

4. Сформировалась более сложная, чем в Британской империи, система управления колониями. В привилегированном положении были «старые колонии», захваченные до середины XIX в. (Алжир, Южный Вьетнам и др.), где действовали французские законы и суды, входившие в судебную систему Франции, а верхушка местного населения (туземная знать и французские колонисты) имели избирательные права. В «новых колониях», захваченных во второй половине XIX — начале XX вв. (большинство африканских колоний, острова Тихого океана), вся полнота власти была в руках губернаторов и генерал-губернаторов (прямое колониальное управление, в отличие от Британской империи, где было косвенное колониальное управление). Третий вид французских колоний — протектораты (Марокко, Камбоджа и др.), где сохранились доколониальные государственные институты (короли, султаны и т. п., государственный аппарат и судебная система), но они были оккупированы французскими войсками и были под жестоким контролем французской колониальной администрации (генеральных резидентов и верховных комиссаров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: