Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:
· рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
· рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;
· рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;
· рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.
Основными принципами функционирования рыночной системы являются:
· свобода экономической, хозяйственной деятельности;
· многообразие форм собственности;
· примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);
· рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;
· договорные отношения;
· конкуренция;
· открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).
Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.
Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.
Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.
Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:
· обеспечение взаимодействия производства и потребления;
· регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению;
· стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;
· информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;
· посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя;
· санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм;
· социальную. Рынок дифференцирует производителей.
Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:
1) по объектам купли-продажи:
· рынок ресурсов,
· потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);
· финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;
· рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);
· рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);
· рынок духовных ценностей
2) в пространственном разрезе (по масштабам):
· локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);
· региональные рынки;
· национальные рынки;
· международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);
· мировой рынок.
3) по механизму функционирования:
· свободный (основан на механизме свободной конкуренции);
· монополизированный;
· регулируемый государством;
4) по объемам сделок купли-продажи:
· оптовые рынки;
· мелкооптовые;
· розничные
5) в соответствии с действующим законодательством различают:
· легальный (официальный) рынок;
· нелегальный (теневой) рынок:
6) по степени насыщенности выделяют:
· равновесный (спрос и предложение совпадают);
· дефицитный (спрос превышает предложение);
· избыточный (предложение превышает спрос).
Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.






