double arrow

Сущность, функции и виды рынка

Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

· рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

· рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

· рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

· рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

· свобода экономической, хозяйственной деятельности;

· многообразие форм собственности;

· примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

· рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

· договорные отношения;

· конкуренция;

· открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:

· обеспечение взаимодействия производства и потребления;

· регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению;

· стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

· информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;

· посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя;

· санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм;

· социальную. Рынок дифференцирует производителей.

Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:

1) по объектам купли-продажи:

· рынок ресурсов,

· потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);

· финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;

· рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);

· рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);

· рынок духовных ценностей

2) в пространственном разрезе (по масштабам):

· локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);

· региональные рынки;

· национальные рынки;

· международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

· мировой рынок.

3) по механизму функционирования:

· свободный (основан на механизме свободной конкуренции);

· монополизированный;

· регулируемый государством;

4) по объемам сделок купли-продажи:

· оптовые рынки;

· мелкооптовые;

· розничные

5) в соответствии с действующим законодательством различают:

· легальный (официальный) рынок;

· нелегальный (теневой) рынок:

6) по степени насыщенности выделяют:

· равновесный (спрос и предложение совпадают);

· дефицитный (спрос превышает предложение);

· избыточный (предложение превышает спрос).

Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: