Принципы обеспечения информационной безопасности

Поскольку информационная безопасность, как было сказано выше, должна быть связующим звеном между политикой национальной безопасности и информационной политикой страны, то логично было бы проводить ее по единым принципам, общим и для национальной безопасности, и для информационной политики. В то же время, если сопоставить принципы обеспечения национальной безопасности, закрепленные в Законе РФ «О безопасности» и в Концепции национальной безопасности, с принципами государственной информационной политики (ГИП), изложенными в парламентском варианте Концепции ГИП, то прямо они не совпадают друг с другом, а в ряде случаев взаимопротиворечивы по своему содержанию (например, баланс интересов – равенство, государственные интересы – социальная ориентация).

Так в новой Концепции национальной безопасности по ряду принципов, закрепленных в Законе, раскрыто их содержание (приведено в скобках):

• законность (соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности);

• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации);

• не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (уважение прав и свобод человека);

Ряд принципов не нашел отражения в Концепции, хотя закреплен в Законе (взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности).

Добавлены новые принципы обеспечения безопасности (приоритет политических и экономических мер обеспечения национальной безопасности с опорой на военный потенциал России; сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления).

Авторы Концепции ГИП исходят же из того, что государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы:

• открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение);

• равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности);

• системности (при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности);

• приоритетности отечественного производителя (при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг);

• социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России);

• государственной поддержки (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством);

• приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы).

Таким образом, можно сделать вывод, что необходима как взаимная корректировка принципов обеспечения национальной безопасности и реализации информационной политики, так и учет ряда приведенных принципов ГИП при обеспечении информационной безопасности. Исходя из этого к принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:

• законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности);

• сбалансированность (соблюдение баланса интересов субъектов, их взаимная ответственность);

• системность;

• открытость;

• реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств);

• сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеральным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

• интеграцию с международными системами обеспечения информационной безопасности.

Аналогичный подход, по-видимому, необходимо применить и при определении задач и функций обеспечения информационной безопасности, учитывая при этом результаты сравнительного и системного анализа других нормативных документов и разработок по этим вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: