Мы знаем, что взаимоотношения дрессировщика и собаки остаются только в виде искусственного воспитания условных рефлексов и их умелого комбинирования. Психические границы собаки не могут установить работу на «отвлеченных» понятиях, кои легко устанавливает человек, пользуясь сложными условными рефлексами 10 и 12 порядка. Собаке нельзя сказать: «приди ко мне завтра вечером часам к восьми», но ей можно сказать: «ко мне» и она поймет это, имея условный рефлекс на звук «ко мне». Собака не может мыслить о «китайских событиях», она может знать и сочетать лишь известные впечатления только о тех действиях и предметах, каковые были реально ощутимы на ее жизненном пути. Собака может знать, что после «А» следует «Б», но если между ними будет вставлено действие «В», косвенно касающееся и «А» и «Б», оно будет непонятно собаке. Поскольку это так, постольку и взаимоотношения дрессировщика и собаки должны иметь свою структуру и должны быть строго определены.
Прежде всего коснемся бегло характеров. Собаки так же, как и человек, обладают разным укладом своего характера, разной степенью возбудимости нервной системы. Здесь нужно указать, что характер дрессировщика часто передается собаке за период дрессировки и совместной работы, особенно если собака попала к дрессировщику молодым щенком, когда характер ее был еще не уравновешен и легко поддавался изменениям. Приходилось нередко наблюдать как флегматичность характера дрессировщика убивает жизнерадостность у собаки. Вот почему дрессировщик должен быть всегда весел и жизнерадостен, в меру спокоен и решителен в нужный момент.
|
|
В основном принципе взаимоотношений должна преобладать доброта.
«Товарищеской» игрой устанавливается первое доверие собаки к дрессировщику.
Мягкое, спокойное и ровное обращение с собакой служит первыми шагами к сближению. Отчетливая манера дачи приказаний должна быть также отнесена к положительной стороне установки взаимоотношений. Но вот, в процессе дрессировки, начинают выявляться во взаимоотношениях некоторые шероховатости. Собака пробует проявить свою волю в плоскости нежелательного для нас отказа от работы, и взаимоотношения резко меняются. Со стороны дрессировщика уже звучат стальные интонации приказания, неумолимо зовущие к исполнению, собака колеблется и пытается бороться, но сейчас же звучат решительные тона угрозы, и когда прием все же выполнен, слышны снова мягкие и ласковые тона дрессировщика – вот основной принцип взаимоотношений, он и должен служить основным стержнем в дрессировке.
В решительный момент уступки быть не может, ибо авторитет дрессировщика будет немедленно потерян.
|
|
Здесь нужно указать то, что дрессировщик постоянно должен следить за своими интонациями, ибо правильное чередование ласковых тонов при исполнении и тонов угрожающих при отказе имеет чрезвычайно большое значение для собаки.
Я укажу еще о двух факторах правильных взаимоотношений. Это – о терпении и систематичности в работе. Человеку все же ближе свойственная ему психология и, дабы он строил подходы к приемам, принимая во внимание психологию собаки, он должен напрягать свое мышление, подводя его под миросозерцание собаки.
Чужая психология все же чужда человеку, и вот здесь-то, при всех неправильных действиях собаки, требуется напряжение терпения дрессировщика, дабы каким-либо резким проявлением своего недовольства не вызвать нежелаемой реакции у собаки.
Говорить о систематичности в работе не приходится. Бессистемное построение приемов, естественно, является нарушителем взаимоотношений человека и собаки.
Заканчивая этот вопрос, необходимо указать об исправлении испорченных собак, каковое явление обычно является результатом неправильных взаимоотношений. Мы не будем касаться техники исправления, а укажем лишь основные принципы.
Прежде всего, дрессировщик должен проанализировать неправильные действия собаки и выявить причины испорченности собаки; как скоро эти причины станут известными, дрессировщик должен решить – сам ли он будет исправлять собаку, или должен передать ее другому лицу (в тех случаях, когда собака потеряла доверие к дрессировщику, необходимо передать собаку). Затем следует тактическое построение подходов на исправление собаки, беря в основу следующее положение: вначале дают собаке забыть прежние неправильные подходы, увлекая ее игрой. Затем, как скоро собака снова станет жизнерадостной, переходят к обучению, применяя нормальные технические подходы, несколько обходя те моменты, которые послужили причиной испорченности собаки, делая их, по возможности, почти незаметными для собаки. Постепенно тона дрессировщика становятся все более и более решительными, переходя в дальнейшем к нормальному ходу обычной дрессировки.