Структура группы

Теперь разберем, на какую группу рассчитывает ребенок, то есть по отношению к чему должна происходить его социализация. Как он себе представляет структуру группы? Чтобы нам было понятно, о чем мы говорим, давайте разберем общебиологическую систему для хищников. Потому что человек относится к хищникам, и группа строится по именно таким принципам. Давайте запишем основные единицы.

Иерархия у хищников состоит:

Вершина иерархии – вожак. Это управление внешней территорией, охрана и поддержание рода. Это главная функция, зачем он там нужен.

Старшая мать – это управление внутренней территорией, воспроизводство и воспитание потомства.

Смотрите, они распределены по территориям, и вожак никогда не будет вмешиваться в полномочия старшей матери. Как только старшая мать выползла на внешнюю территорию, она слушается вожака; как только вожак заполз на внутреннюю территорию, он слушается старшую мать. Это настолько все отработано, что просто нет никаких вопросов. Конфликты в принципе не могут возникнуть.

Воин – это помощник вожака. Вот там, на внешней территории, они могут что-то выяснять конфликтно. И младшая мать – это помощник старшей матери.

Следующая иерархическая ступенька – это пестун. К пестунам относятся подрощенные детеныши и престарелые члены группы. Они занимаются уходом за детьми. Причем принудительно. То есть им просто поручают, и они просто занимаются.

Следующая приятная иерархическая ступенька – детеныш, которому обеспечено покровительство всех членов группы. Он может безнаказанно залазить на голову вожака и лупить его ладошкой по морде, если вожак лежит на внутренней территории. Детеныш вполне может себе это позволить. Все, что он делает, это хорошо и отлично.

Последняя иерархическая ступенька – это инвалид. Это уважаемый, но недееспособный член группы.

Теперь в наложении на семью это рассмотрим. То, что касается человеческого сообщества, там может быть незакрепленная единица за вожаком, и вожак может меняться. В свободном сообществе может быть такое: «Ты знаешь, устал я, побудь сегодня вождем, а я отдохну». Чтобы вы понимали, что группа гибко относится к иерархическим взаимоотношениям. Они очень сильно определяются возрастом, потому что возрастные категории жесткие. Тому, кто вошел в возраст инвалида, просто не интересно то, что делают другие. Он никогда не будет претендовать на другую роль, просто потому что у него нет физических возможностей и возрастных интересов.

Давайте опишем, кто в человеческой иерархии существует высшее звено. Этим высшим звеном являются энергичные мужчины и женщины, способные к деторождению. Возраст определяется от 28 до 55–60 лет, в зависимости от состояния здоровья. В семье такими мужчинами и женщинами, как правило, являются мама, бабушка, папа, дедушка. Среди них выделяются ведущие по своим направлениям, кто взял на себя какую-то ответственность. Например, бабушка занимается приготовлением еды, а мама – поддержкой дома. Может быть наоборот – как решили по ситуации.

Мама

Давайте разберемся с мамой главным образом. Во-первых, мама, поскольку у нас семьи в основном маленькие, наделяется правом принимать решения на внутренней территории. Здесь она организатор, ведущий. Она распределяет обязанности, дает поручения и следит за тем, чтобы все было в порядке. Она выполняет роль судьи в том плане, что разбирает все внутренние конфликты. Если что-то где-то случилось не так, именно она разбирается с тем, кому и сколько положено выдать. Мама обладает абсолютным правом разбираться со своим ребенком. По идее, если он что-то где-то сделал не то, то бабушка, которая может выполнять роль другой ведущей на этой территории, она с ним разбираться не может. Она должна его сдать маме, чтобы с ним разбиралась она. То есть независимо от того, какую роль выполняет мама – доминирующую или нет – что касается ее ребенка, с ним разбирается только она. Все остальные должны ей его принести и сказать, чем он там занимался. А уж она разберется, что с ним надо сделать – помыть, прополоскать, покормить, спать положить. Мама выполняет роль чисто бытовую: она является источником всего обеспечивающего витальные потребности ребенка. К ней мы приходим, когда нам надо спать, есть, помыться. Не обижайтесь на это: мама – чисто бытовая, обеспечивающая жизнь. На ней мы стоим, от нее толкаемся. Нос подтирает мама, короче говоря. Это ее задача, больше от нее ничего не надо. Ребенок именно так и видит ваше предназначение. Это не значит, что он вас не любит, просто такая роль у мамы.

Папа

Теперь у нас папа. Или дедушка, который тоже энергичный. Но нам все время с дедушками не везет, нам их все время не хватает. А папа у нас организует деятельность за пределами дома. Нашим папам сложно, потому что у нас нет этой территории, которая была бы обозначена, в границах выражена за пределами дома. Но тем не менее. Папа у нас выполняет роль судьи на улице. В этом заключается его авторитет. Он способен защищать семью, восстанавливать справедливость и наказывать того, кто посягнул на благополучие. Когда кто-то обижает кошку на улице и ребенок видит это в окно, то, по его мнению, папа должен просто пойти и убить этого негодяя. Если папа его, по крайней мере, не прогонит, значит он очень плохо защищает внутреннюю территорию, и надо очень побеспокоиться про свою безопасность. От папы ожидается, что он должен ходить в дальние прогулки с ребенком, причем это касается как девочек, так и мальчиков. Это выражается примерно с 2 лет. Тот человек, который может хорошо гулять с ребенком на сложные прогулки, – это как раз папа.

Кроме этого, папа выполняет роль социального ориентира. Его роль – вовремя и правильно оценить поведение ребенка. Понимая, что он оценит и уйдет, а мама с этим останется. А потом ей говорят: «А папа сказал, что это правильно! Правильно бить стаканы молотком». Мама может часто делать замечания, а мы можем игнорировать, что она говорит. Но вот если пришел папа и сказал: «Ну-ка расскажите мне, как вы тут жили». И мама начинает рассказывать. Он говорит: «Да, это вы хорошо сделали. А это не очень, так не надо делать». Этого достаточно, чтобы ребенок принял это к сведению и больше так не делал. Это очень важная роль папы. Ее надо беречь. И мне бывает очень досадно, когда папа этого не понимает. Что его роль в другом заключается – не в том, чтобы тарелки на кухне мыть, а в том, чтобы прийти так красиво и сказать. Я и сама тарелки помою, главное, скажите вовремя ребенку, что он должен делать, а чего не должен делать! Здесь еще проблема в том, что мы говорим о племени, у которого одинаковые культурные основы. Поэтому папа прекрасно знает, что он должен похвалить, а про что сказать, что неправильно так делать. А если вы пришли из разных племен, вам придется это накладывать и состыковывать. Мама может оценить, но потом рассказывает папе, чтобы он дал дополнительную оценку. Вот на эту оценку мы и будем ориентироваться. Поскольку он с внешней территории, он может оценить это со стороны, и ребенок это интуитивно знает. Причем он не вмешивается никуда, он не должен ничего разбирать. Он должен только сказать, что это правильно, а это неправильно. Если ребенок безобразничает при нем, папа берет его, относит к маме и говорит: «Бьет стаканы, неправильно делает. Забери его, пожалуйста». Оценка дается всегда в спокойной форме, ненавязчиво.

Очень часто бывает, что женщины хотят слышать мнение мужчин, потому что он пришел извне, и ему видно то, что вам изнутри не видать. Потом вы можете ругаться, возмущаться, но через какое-то время приходите к выводу, что папа был недалек от истины. Это уж такая женская особенность: поругаться нужно обязательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: