Бабушки, дедушки

Среднее звено. К среднему звену относятся энергичные бабушки и дедушки. Которым как раз 60 и после. Бабушки и дедушки более мягки по отношению к ребенку, чем родители. Не потому что они их балуют, а потому что у них нет столько энергии и стольких дел. У них нет сил, чтобы так ругаться или чтобы активно восторгаться. Просто возраст определяет это. Они поспокойнее уже, они ко многому привыкли, их многое не так волнует. Ну измазался. Сейчас совсем домажется, тогда помоем. У них нет сил, чтобы каждые 5 минут измазанную щеку вытирать. Это отношение к детям тоже очень важно для них. Они и выполняют роль пестунов. У подростка – другая ситуация. Ему некогда заниматься с ребенком, у него другие интересы. Поэтому он тоже ждет, пока ребенок измажется до безобразия.

Как раз в роль бабушки входит пестование и балование детей. Бабушка балует, угощает и обучает. И не надо этому сопротивляться!

И пусть она его и поит, и кормит, и спать укладывает, и шнурки завязывает. Но если приходит папа и забирает ребенка, бабушка не вмешивается. А он ей может сказать: «Что у тебя ребенок сам шнурки плохо завязывает? Допестовалась!» Пестун делает, что ему скажут, и полномочия не превышает. У него для этого больше времени. У вас-то нет времени ждать, пока ребенок научится ложкой владеть. Это нужно знать очень хорошо, потому что если мы нарушаем иерархию, мы теряем уважение. Поэтому бабушка, которая лезет не туда, куда надо, и делает не то, что ей поручили, теряет уважение. И это очень большая трагедия на самом деле.

Папа тоже может выполнять поручения мамы. Здесь нам нужно понять, что папу следует всегда приподнимать. Он нам очень нужен как социальный ориентир. Он должен на троне сидеть. Он, конечно, может спуститься с трона и сказать: «Где тут вам гвоздь прибить?» Но это должно быть поручение от мамы, когда у него есть время. Это не мама должна приходить с клюшкой и говорить: «Ну-ка, давай-ка!..» Тогда он не будет на троне, это невыгодно, потому что он перестанет быть социальным ориентиром и утратит уважение.

Часто бывает, что опустить папу или маму пытается бабушка. Тогда членами семьи нужно посидеть и разобрать, как вообще должна выстраиваться иерархия, и наложить ее на свои семейные отношения. Потому что на самом деле это очень удобно. Когда вы знаете, у кого какая роль, всё начинает работать само по себе. И только тогда, когда неуемное шило сидит в одном месте, надо все время перескакивать с одной ступеньки на другую. И подавлением кого-то якобы завоевывать себе верхнее положение. На самом деле так не происходит. По сути, в природной иерархии верхнее положение есть только в отношении обязанностей. А не в отношении всего остального. И там роли настолько хорошо отработаны и распределены, что нет никакого смысла это изменять.

Дедушка выполняет роль друга, попутчика и побратима. И для мальчика, и для девочки. Все дети до 8 лет бесполые, им всё надо практически одинаковое. Бабушка обучает ребенка есть, шнурки завязывать, постель стелить. А дедушка учит ребенка ремеслу – лошадок строгать, из соломы кукол делать, делать лук со стрелами, дизайн на огороде замутить. Мы с ним можем пойти за грибами, на рыбалку, можем просто на прогулке весело провести время. Это очень важная роль. Видите опять-таки отличие? Бабушка чисто бытовые вещи делает, а дедушка делает вещи посложнее. Кстати говоря, в деревне дедушки очень ценились. Они как раз и определяли развитие ребенка. Обучение ткачеству, кружевоплетению – это все дедушка. Там умели все всё делать. А потом, когда девочка переходила на женскую половину, там уже уточняли то, что было сделано. Это такая роль пестуна-мужчины, не подростка, а взрослого. Дядя тоже может это делать. Если его нет, на папу ложится дополнительная нагрузка.

Статичное начало – это совсем старые и немощные бабушки и дедушки, которые мало двигаются и в основном сидят на одном месте. Они выполняют функцию тыла. То есть им ничего не интересно, ничего уже не надо в этой жизни, они как заслонка такая, которая сидит и прикрывает род, очерчивает его возрастную границу. Они в основном рассказывают сказки, поют песни, читают книжки, сидят на месте и ведут духовную жизнь. Эти бабушки и дедушки не ругаются никогда. По статусу им не положено. Они пережили все свое, и у них все хорошо и замечательно. Это уже инвалиды. Они не вмешиваются в бытовые дела. Они могут принять ребенка, почитать ему сказку, потом он уйдет. Они не бегают за ребенком, а просто сидят и духовно развиваются. Я очень часто наблюдала, как к такому дедушке или бабушке маленький ребенок, годовалый или полуторагодовалый, приходит, садится на ручки, и вот они сидят молча, и что-то у них такое происходит необыкновенное. Сразу видно: ведут духовную жизнь. И вот они ее ведут минут 30, потом ребенок погладит бабушку, встанет и пойдет заниматься своими делами. Что они там делали? Ни слова, ни полслова. Посидели, помолчали. И так хорошо, светло, ясненько. И пошел ребенок, довольный и обихоженный. Удивительное дело, что дети ожидают такого поведения. И когда такая бабушка или дедушка вдруг начинает проявлять активность, какое-то мнение высказывать или, упаси господи, ругаться, то в такую бабушку может полететь кубик, и палка, и ведерко, и дети будут вести себя очень агрессивно. Потому что она вылезла туда, куда не надо. Когда она утихомирилась, поплакала насчет кубика и встала на свою ступеньку, ребенок тут же меняется, как будто это происходило по отношению к другому человеку. Сколько бы мы ни пытались это ограничить, полностью ограничить это нельзя. Нужно просто выступить в роли социального ориентира и сказать, что не надо бросать в бабушку кубик, забрать ребеночка, вынести из комнаты, дать время бабушке утихомириться.

Я хочу сказать, что по этнографическим сведениям известно, что это действительно было в культуре – такие бабушки и дедушки, которые никуда не лезли. Это сохранилось в племенах. Наши городские бабушки и дедушки очень невоспитанные: они все время вылезают и все время получают кубиком по голове. Учтите на будущее!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: