double arrow

Местное самоуправление — форма народовластия

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путем референдума, выборов); через органы государственной власти; в) через органы местно-i самоуправления. Таким образом, местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Законе об общих принципах организации местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельного и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов на-•ления, его исторических и иных местных традиций» (ст. 2). го определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народо-гастия.

1. Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является деление, граждане. Учитывая, что согласно ст. 1 и 12 Закона общих принципах организации местного самоуправления местное управление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Определение муниципального образования дается в ст. 1, согласно которой «муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмот-знная настоящим Федеральным законом, в пределах которых уществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самотравления».

Население муниципального образования осуществляет местное шоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы др.) и через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако Закон об общих принципах организации местного самоуправления запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).

Местное самоуправление — это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем оно не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление — не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная — формы публичной власти, власти народа.

3. Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их перечень дан в ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Перечень не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

4. Самостоятельность местного самоуправления. Она гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Это находит отражение, в частности, в организационной обособленности местного домоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности местного самоуправ-иения и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые угя осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предпо-тагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих пол-1омочий, но в рамках действующих законов.

5. Ответственность муниципальных образований. Муниципальная деятельность должна осуществляться с учетом интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов лестного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

Закон предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления шред государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

6. Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной:обственностыо и местными финансовыми ресурсами должно осу-цествляться в интересах населения муниципального образования, соторое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, по-[учать необходимую информацию о ней.

Данная особенность муниципальной деятельности предполагает также, что органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять и защищать интересы населения муниципального образования, взаимодействуя с государственными, общественными и иными органами, учреждениями и организариях, отличающихся своеобразием своих исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев. Эти особенности должны, во-первых, учитываться при регулировании законами субъектов РФ организации местного самоуправления. Во-вторых, в уставе муниципального образования также должны находить свое отражение особенности организации местного самоуправления, обусловленные, в частности, компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: