Территориальные ИС: назначение, функции, структура

Территориальные информационные системы предназначены для управления административно-территориальными районами, деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным органам.

В различных регионах России ведутся работы по созданию различных территориальных информационных систем различного назначения градостроительных, геоинформационных, экологических и т.д. При этом в качестве приоритетных направлений признается информатизация процессов управления и реализации экономических реформ в регионе.

Территориальная автоматизированная система управления – это комплексная интегрированная автоматизированная информационная система, предназначенная для информационно-аналитической поддержки органов управления на территории и обеспечения конституционных прав граждан и организаций на информацию.

При этом требуемые при принятии и реализации управленческих решений достоверность данных, их постоянная обновляемость, оперативность получения данных, их обработки, наглядного отображения и анализа могут быть обеспечены с наибольшей эффективностью только в территориальных автоматизированной системах управления.

Полная ТАСУ должна включать 5 основных технологических компонентов для разработки ее программно-технологического обеспечения:

- многоуровневая телекоммуникационная среда обмена данными через технологический цент коммутации и средства комплексирования разнородных данных на основе общесистемных стандартов, словарей и классификаторов, соглашений по протоколам представления и обмена информацией; телекоммуникационная среда должна обеспечивать выход ТАСУ на региональные и межрегиональные БД, включая международные информационные сети;

- геоинформационная система сбора, представления и обработки информации об объектах городской инфраструктуры;

- системы информационных технологий и автоматизированных банков данных в муниципальных организациях - первичных источниках информации в рамках функционально полных подсистем территориальной информационной системы;

- системы информационно-аналитического обслуживания муниципальных органов уровня принятия решений;

- банки общественно полезных данных, которые обеспечивают автоматизированную обработку документопотоков, автоматизированную многоаспектную обработку исходных данных по территории.

Такая система создается как децентрализованная совокупность данных, связанных общностью, прежде всего, базового слоя «Территория» геоинформационной системы, а также общей телекоммуникационной и комплексирующей средой, общей системой информационно-аналитического обслуживания и общими автоматизированными технологиями ведения банков данных.

Ведущий принцип архитектурного построения системы - максимально распределенная обработка информации и интеграция на взаимовыгодных условиях

70. Обеспечивающие подсистемы информационных систем. \

Такие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. К ним относятся: функциональная структура, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое и организационное обеспечение, а также обеспечение трудовыми ресурсами. На фазе разработки ИС иногда дополнительно включают правовое, лингвистическое, технологическое, методологическое обеспечение и интерфейсы с внешними ИС.

В целом работу ИС в контуре управления описывают функциональная структура и информационное обеспечение. Поведение человека в контуре управления характеризуют организационное обеспечение и обеспечение трудовыми ресурсами. Поведение автомата в контуре управления описывают математическое и техническое обеспечение.

Функциональная структура представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчи-ненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

Информационные функции, в свою очередь, включают в себя функции: централизованного контроля 1, 2, вычислительных и логических операций 3, 4. В число управляющих функций должны входить функции: поиска и расчета рациональных режимов управления 5; реализации заданных режимов управления 6.

Информационное обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Внешнее информационное обеспечение включает в себя: правила классификации и кодирования информации, нормативно-справочную информацию, оперативную информацию, методические и инструктивные материалы. Внутреннее информационное обеспечение предусматривает описание: входных сигналов и данных, промежуточных информационных массивов, выходных сигналов и документов.

Техническое обеспечение (комплекс технических средств) состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода (вывода) информации и исполнительных устройств.

Организационное обеспечение — это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления; анализ системы управления и путей ее совершенствования; разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала; внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного. Алгоритмическое обеспечение — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение — это совокупность научно-тех-нических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, предусматривающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: