Система управления – часть социально-экономической системы, выделенная по связям, характеризующим отношение управления. Также система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Структурная система управления представляет собой совокупность элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и обеспечивающих достижение целей, стоящих перед организацией.
Основными элементами системы управления являются:
1) Цели организации – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.
2) Кадры управления - работники, в том числе: руководители, специалисты и вспомогательный персонал, чья профессиональная деятельность состоит в процессе принятия и реализации решений.
3) Структура управления - совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.
4) Функции управления - это виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.
5) Механизм управления – это совокупность методов управления.
6) Технология управления - это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.
7) Информационное и технологическое обеспечение функционально включает в себя получение, передачу, обработку (преобразование), хранение и использование информации, необходимой для функционирования системы управления организацией.
Элементы системы управления, взаимодействующие между собой образуют 3 подсистемы:
а) Структурно-функциональная - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
б) Информационно-поведенческая - сводит воедино в успешно функционирующих системах управления на основе развития информационных каналов и связей в организации, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу, работников управления, процедуры и организацию управленческого труда.
Основными частями информационно-поведенческой подсистемы являются следующие три блока:
1) Управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
2) Интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
3) Информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
в) Подсистема саморазвития системы управления - отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.
Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие
Вторая часть обеспечивает развитие системы управления.