Дисциплина «Предметно-ориентированные экономические ИС»

107. Роль и место ИС в управлении экономическими объектами.

Главным условием обеспечения максимальной экономической эффективности от внедрения информационных технологий в сферу организационного управления является соблюдение принципа системного подхода, обеспечивающего учет всего многообразия факторов, так или иначе влияющих на реализацию информационных технологий. Воплощением этого принципа является создание информационной системы (ИС) объекта управления [1]. В настоящее время даже среди специалистов нет четкого определения понятия «информационная система». Кроме того, все они, пожалуй, слишком «тяжелы» для корректного восприятия неспециалистами в этой области. Наконец, что более важно, все эти определения страдают двумя существенными недостатками [4]:

1) они ориентированы на идеальные, «чистые» условия, так как в них говорится только об информации, непосредственно используемой для процессов управления, хотя для любого реального объекта присуща не только избыточная, но и подчас заведомо ненужная и, к сожалению, даже паразитическая информация, т.е. информация, оказывающая негативное влияние на функционирование информационной системы (требующая определенных затрат сил и средств на свое «обслуживание»);

2) существующие определения информационных систем рассматриваются вне связи с организационными структурами системы управления, хотя между информационными процессами объекта и оргструктурой его аппарата управления существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние.

Для поддержки новых хозяйственных механизмов должны быть разработаны адекватные рыночным отношениям интеллектуальные информационные системы и технологии, недооценка роли которых в происходящих экономических процессах, может стать тормозом для планируемых реформ. Действительно, принципиально новые явления в экономике страны нуждаются в информационно-аналитическом сопровождении. В частности, в современных условиях изменениям подвергаются банковская и инвестиционная деятельность, совершенствуются налогообложение, бухгалтерский учет, страховое дело, появляются новые предметные области (маркетинг, менеджмент, биржи, рынок ценных бумаг и т.п.). Перечисленные социально-экономические сферы должны быть оснащены эффективными прикладными информационными технологиями, интеллектуально обеспечивающими основные экономические процессы и в полной мере учитывающими специфику рынка [3].

Проникая во все сферы человеческой деятельности, информационные системы совершенствовались как в плане своих возможностей, средств и методов создания, так и в плане форм взаимодействия с конечными пользователями-специалистами управления. В настоящее время развитие информационных систем переживает очередной этап, характеризующийся существенными качественными изменениями. С одной стороны, это связано с использованием Интернет-технологий, со всеми вытекающими отсюда последствиями – это и единое информационное пространство, и создание виртуальных управленческих структур. С другой стороны, качественные изменения, затрагивающие все аспекты создания и функционирования ИС, следует связать с тенденцией интеграции всех информационных служб и систем, функционирующих в рамках одной организации, в виде так называемого Интеллектуального здания, или Дома Разумного (Domo sapiens) [2].

Таким образом, цель и характер деятельности организации определяют его информационную систему, а также вид перерабатываемого и производимого информационного продукта. Если задачей организации (нотариальные конторы, туристические фирмы, информационные агентства и др.) является производство информационного продукта, оформленного в виде документов, то для нее важнейший элемент деятельности – хранение информации, которое связывается со спецификой деятельности и необходимо для принятия управленческих решений. Для снабженческо-сбытовых контор важно знать рынки сбыта, изготовителей продукции, цены на продукцию и обеспечивать заключение договоров и выполнение контрактов.

108. Основные виды предметно-ориентированных экономических ИС.

Понятие экономической информационной системы (ЭИС).

ЭИС представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.

Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экономическим объектом.

Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.

Поисковые задачи имеют свою специфику и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.

Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.

***

По масштабу ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- международные ЭИС;

- государственные ЭИС;

- региональные ЭИС;

- отраслевые ЭИС;

- ЭИС подотраслей;

- ЭИС крупнейших транснациональных корпораций;

- ЭИС объединений;

- ЭИС корпораций;

- ЭИС финансово-промышленных групп;

- ЭИС концернов;

- ЭИС учреждений;

- ЭИС предприятий;

- ЭИС структурных подразделений;

- ЭИС отделов крупных предприятий, учреждений, организаций;

- пользовательские ЭИС и т.д.

По числу пользователей ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- однопользовательские (или персональные) - ЭИС, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими ЭИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем;

- многопользовательские (или распределенные) - ЭИС, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких ЭИС и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы).

По отраслевой принадлежности ЭИС можно классифицировать следующим образом:

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно сделанные прогнозы Форекс могут сделать тебя в высшей степени денежным.

- ЭИС промышленности;

- ЭИС связи;

- ЭИС транспорта;

- ЭИС сельского хозяйства и т.д.

По форме субъектов экономики ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- ЭИС государственных организаций, предприятий, учреждений;

- ЭИС негосударственных и частных организаций, предприятий, учреждений;

- ЭИС муниципальных организаций, предприятий, учреждений.

По сфере применения (предметной области) ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- банковские ЭИС;

- ЭИС фондового рынка;

- страховые ЭИС;

- налоговые ЭИС;

- статистические ЭИС;

- ЭИС промышленных предприятий;

- ЭИС предприятий и организаций непромышленной сферы;

- ЭИС предприятий и организаций сферы быта и сервиса;

- ЭИС туризма и гостиничного хозяйства и т.д.

По охватываемым задачам (поддерживаемым предметным технологиям) ЭИС можно классифицировать следующим образом:

- ЭИС бухгалтерского учета (или бухгалтерии ИС);

- ЭИС материально-технического снабжения;

- ЭИС маркетинга;

- ЭИС планирования и прогнозирования;

- ЭИС складского хозяйства;

- ЭИС основным производством;

- ЭИС управления персоналом (кадрами) и т.д.

109. Основные понятия информационных процессов в предметно-ориентированных экономических ИС. Не найдено

110. Специфика и особенности информационных технологий, применяемых в предметно-ориентированных ИС. Не найдено


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: