Понятия «мышление», «художественно-композиционное мышление». Компоненты художественно-композиционного мышления. Особенности различных видов художественного мышления. Методики (методы) развития художественно-композиционного мышления школьников на занятиях по компьютерной графике. Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление художественных образов в контексте компьютерной графики.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это, прежде всего, техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
|
|
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и абстрактное мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает, то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое.
Три стадии развития творческого мышления:
Наглядное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии.
· Четкое и ясное представление образов предметов;
· Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
|
|
· Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
· Способность комбинировать части объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Одним из направлений развития творчества на этапе наглядного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа и изучение его в более широком теоретическом контексте. Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственные зависимости, рассматривать факты с позиций выдвинутых гипотез – это является основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов природы и правил общества является критичностью мышления.
Эвристическое - мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации.
Проанализируем компоненты, составляющие художественное мышление, это:
· Аналитические составляющие: логичность, подвижность, избирательность, сообразительность, ассоциативность, способность дифференцировать и т.д.;
· Эмоциональные компоненты: эмоциональная оценка событий, фактов, явлений, произведений искусства, яркость образов;
· Созидательные компоненты: поиск нетрадиционных решений, рациональный подход, проявление индивидуальности, оригинальности, умение предвидеть результат, стремление соединить в работе лучше характеристики и удачные находки подобных творческих заданий, выбор правильного и наиболее рационального пути для достижения поставленной цели, умение аналитически и доказательно оправдать свое решение.
Развивая в процессе занятий компьютерной графикой творческое мышление, мы задействуем весь аппарат мыслительной деятельности человека. Развитие художественно-творческого мышления способствует формированию нового, более высоко уровня эстетического воспитания и творческого развития личности в целом.
Методические приемы, стимулирующие активизацию мышления на занятиях компьютерной графики.
· Система наводящих вопросов, помогающих анализировать процесс деятельности;
· Сравнительный анализ аналогичных профессиональных работ в контексте основной темы;
· Разнообразные по типу и характеру задания;
· Самостоятельная работа учащихся, предоставление каждому из них свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи;
· Деловые игры на занятиях;
· Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.