Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов

Правовой статус космического пространства, Луны и других небесных тел.

Правовая база (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включаю Луну и другие небесные тела 1967, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979).

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела:

1) исследуется и используется на благо всех стран и является достоянием всего человечества;

2) открыто для исследования и использования всеми государствами без дискриминации, на основе равенства и в соответствии с МП, при свободном доступе во всей районы небесных тел;

3) свободно для научных исследований;

4) не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами;

5) государства-участники Договора 1967 обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать его на небесных телах и не размещать в космическом пространстве иным образом;

6) используется только в мирных целях (запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров).

Любая космическая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с принципами МП.

Концепция общего человеческого наследия предполагает необходимость разработки специального международного режима для регулирования эксплуатации минеральных ресурсов Луны и других небесных тел (когда это станет осуществимо).

Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных ресурсов, вывозить их с Луны, но обязаны принимать во внимание желательность их предоставления другим государствам

Запрещено производство испытательных взрывов ядерного оружия в космическом пространстве (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под землей 1963).

Недопустимо использование в военных целях средств воздействия на космическое пространство и из космического пространства на природную среду Земли (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 197).

Допускается ограниченная военная деятельность государств в космическом пространстве (разрешено его использовать в неагрессивных военных целях – для отражения агрессии или в целях поддержания международного мира и безопасности).

Правовой статус космических объектов.

Следствие деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства – наличие в нем искусственных небесных тел (пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах – объединяются понятием космический объект).

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты (установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел).

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

1) внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;

2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (космические объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат).

Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации.

Право собственности на него, его части, аппаратуру, образцы может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также контролируемым государствами ф/л и ю/л (положение о защите права собственности включается в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве).

Соглашение относительно сотрудничества на Международной космической станции 1998 (каждая сторона сохраняет право собственности на элементы или оборудование МКС, а также регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые космические элементы и распространяет на них свое национальное законодательство).

Правовой статус космонавтов.

Правовая база (Договор о космосе 1967, Соглашение о спасании космонавтов 1968, обычно-правовые нормы о статусе интернациональных экипажей и космических туристов).

Космонавт – член космического экипажа (гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле).

До появления Соглашения о МКС считалось, что космонавт – член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Государство – участник Соглашения сохраняет юрисдикцию и контроль над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри и снаружи ее, которые являются его гражданами.

Статус космических туристов определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта (если международными договорами не установлено иное).

Космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства обязанности:

1) оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории;

2) представлять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках;

3) информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью человека;

4) незамедлительно возвращать космонавтов;

5) сотрудничать с другими государствами в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения;

6) использовать ресурсы своих космических объектов на небесных телах и в космическом пространстве для поддержания жизнедеятельности экспедиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: