double arrow

Фонетические процессы. Понятие фонетического закона


Типы изменения звуков в потоке речи:

1) Позиционные

2) Комбинаторные:

a) Аккомодация — уподобление разнотипных звуков (согл. + гл.) (“т” в словах “тушка” и “тапок”).

b) Ассимиляция — уподобление однотипных звуков друг другу (гл. + гл., согл. + согл.):

· Полная

· Частичная

Если 1-я согласная влияет на 2-ю — это прогрессивная ассимиляция, иначе — регрессивная (“з” в “сказке”). Исключения: сосиска (третья “с” не становится мягкой), картинка (“р” не становится мягкой).

· По месту образования (“сшить” [ш]).

· По способу образования (“счастье” [щ]).

c) Диссимиляция — обратное ассимиляции. Что [што], конечно [конешно], легко [лехко].

d) Сингармонизм — дистактная ассимиляция. Бала — бала-лар (ребенок — дети), екел — екел-лер.

Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

Функциональный аспект изучения звуков речи. Фонема как языковая единица. Звук и фонема. Варианты фонемы. Функции фонемы. Принципы выделения фонем.

Фонология изучает фонемы и звуки как реализацию фонем.

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фонема — минимальная незначимая единица язык, которая служит для образования слов и морфем. Функции фонемы:

· конститутивная (строительная)

· дистинктивная (смыслоразличительная)

Принципы выделения фонем (Пражская школа, Николай Трубецкой, 1939):

1) Функциональный — два звука будут являться разными фонемами, если они выполняют смыслоразличительную функцию (являются единственными различителями двух слов).

2) Тождество фонетического контекста — два звука будут являться разными фонемами, если встречаются в одинаковых фонетических условиях (фонемы [p] и [p’] в словах “бар” и “фонарь”).

3) (Дескриптивная американская школа) Метод дистрибуции (окружение фонемы):

a) дополнительная — два звука никогда не встречаются в общих окружениях

b) контрастная — два звука встречаются в одних окружениях, при этом различают значения слов (точка — дочка)

c) отношение свободного варьирования — встречаются в одних и тех же окружениях, но не различают значения слов (нога — ногха)


Сейчас читают про: