Типы изменения звуков в потоке речи:
1) Позиционные
2) Комбинаторные:
a) Аккомодация — уподобление разнотипных звуков (согл. + гл.) (“т” в словах “тушка” и “тапок”).
b) Ассимиляция — уподобление однотипных звуков друг другу (гл. + гл., согл. + согл.):
· Полная
· Частичная
Если 1-я согласная влияет на 2-ю — это прогрессивная ассимиляция, иначе — регрессивная (“з” в “сказке”). Исключения: сосиска (третья “с” не становится мягкой), картинка (“р” не становится мягкой).
· По месту образования (“сшить” [ш]).
· По способу образования (“счастье” [щ]).
c) Диссимиляция — обратное ассимиляции. Что [што], конечно [конешно], легко [лехко].
d) Сингармонизм — дистактная ассимиляция. Бала — бала-лар (ребенок — дети), екел — екел-лер.
Фонетические законы (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
Функциональный аспект изучения звуков речи. Фонема как языковая единица. Звук и фонема. Варианты фонемы. Функции фонемы. Принципы выделения фонем.
|
|
Фонология изучает фонемы и звуки как реализацию фонем.
Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.
Фонема — минимальная незначимая единица язык, которая служит для образования слов и морфем. Функции фонемы:
· конститутивная (строительная)
· дистинктивная (смыслоразличительная)
Принципы выделения фонем (Пражская школа, Николай Трубецкой, 1939):
1) Функциональный — два звука будут являться разными фонемами, если они выполняют смыслоразличительную функцию (являются единственными различителями двух слов).
2) Тождество фонетического контекста — два звука будут являться разными фонемами, если встречаются в одинаковых фонетических условиях (фонемы [p] и [p’] в словах “бар” и “фонарь”).
3) (Дескриптивная американская школа) Метод дистрибуции (окружение фонемы):
a) дополнительная — два звука никогда не встречаются в общих окружениях
b) контрастная — два звука встречаются в одних окружениях, при этом различают значения слов (точка — дочка)
c) отношение свободного варьирования — встречаются в одних и тех же окружениях, но не различают значения слов (нога — ногха)