Экзаменационный билет №15

Отличие условных рефлексов от безусловных. Условия, необходимые для образования условных рефлексов. Механизм образования временной нервной связи (И.П. Павлов, Э.А. Асратян, П.К. Анохин). Роль подкорковых структур в формировании условных рефлексов.

И.П. Павлов высшей нервной деятельностью назвал деятельность больших полу-

шарий головного мозга и ядер ближайшей подкорки, обеспечивающую нормальные

взаимоотношения организма с окружающей средой. Высшая нервная деятельность осу-

ществляется совокупностью безусловных и условных рефлексов, высших психических

функций и обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменяющимся

условиям, то есть обеспечивает поведение во внешнем мире.

2. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова:

1) принцип структурности;

2) принцип детерминизма;

3) принцип анализа и синтеза.

3. Классификация рефлекторной деятельности организма

И.П. Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две

большие группы: безусловные и условные.

4. Основные отличия условных рефлексов от безусловных

Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции.

Они постоянны и являются видовыми, то есть свойственны всем представителям данного

вида. Безусловные рефлексы осуществляются всегда в ответ на адекватное раздражение

рецептивных полей. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов проходят через низшие

отделы центральной нервной системы без участия коры больших полушарий.

Условные рефлексы – это индивидуальные приобретенные рефлекторные реакции,

которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Условные рефлексы могут

быть выработаны на любые раздражения любого рецептивного поля и осуществляются

они преимущественно за счет деятельности коры больших полушарий головного мозга.

5. Условия необходимые для выработки условных рефлексов:

1) комбинация двух раздражителей: условного сигнала и безусловного раздражи-

теля;

2) определенная последовательность действия этих раздражителей;

3) необходимо погасить ориентировочный рефлекс, чтобы условный сигнал стал

индефферентным;

4) сочетание действия индифферентного и безусловного раздражителя по силе и

времени;

5) комбинация сочетанного действия двух раздражителей не более 10-15 раз в

день;

6) целостность дуги безусловного рефлекса;

7) полноценность клеток коры больших полушарий;

8) выработка условного рефлекса проводится в специальных изолированных по-

мещениях (отсутствие посторонних раздражителей).

6. Механизмы образования временной нервной связи

И.П. Павлов высказал предположение, что при выработке условного рефлекса

происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры

больших полушарий – между корковым представительством безусловного рефлекса и

мозговым концом анализатора. Образование временной связи осуществляется по прин-

ципу доминанты.

По мнению А.А. Асратяна временная нервная связь образуется между корковыми

ветвями двух безусловных рефлексов, например, зрительного ориентировочного и пище-

вого безусловного.

Существенную роль в формировании условных рефлексов играют особые поли-

сенсорные нейроны, расположенные в области ретикулярной формации ствола мозга и

коры больших полушарий мозга (П.К. Анохин). На каждом из этих нейронов взаимодействуют (конвергируют) нервные импульсы, возникающие в результате воздействия на

организм условного сигнала и безусловного раздражителя.

7. Классификация условных рефлексов:

I. Натуральные и искусственные.

II. По рецепторному признаку: а) экстероцептивные; б) интероцептивные; в) проприоцептивные.

III. По эффекторному признаку: а) вегетативные; б) соматодвигательные.

IV. По характеру временных взаимоотношений между индифферентным и безусловным

раздражителем: а) наличные; б) следовые. Наличные условные рефлексы, в свою очередь, делятся на: а) совпадающие; б) отставленные; в) запаздывающие.

V. По биологическому признаку: а) пищевые; б) оборонительные; в) половые; г) родительские; д) ориентировочные.

VI. Условные рефлексы высшего порядка.

8. Значение условных рефлексов:

а) обеспечивает совершенное уравновешивание организма с окружающей средой;

б) лежат в основе воспитания, обучения, дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: