Моделирование в журналистике. Оформительская модель издания

Моделирование выпуска номера:

  1. планерка – процесс разработки содержания
  2. макетирование – подробно расписываются рубрики, шапки, иллюстрации, заголовки.

Для облегчения этой работы у каждой редакции есть макеты-схемы, принятые приемы оформления.

Модель – свод правил, приемов, основополагающих принципов оформления.

В каждой редакции существует своя система методов управления, в которой выделяются три основных направления: организационно-административные методы, психологические методы, экономические методы. К организационно-административным относятся моделирование и планирование.

Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).

Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.

Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.

Номер издания - это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания, единство, в котором отражены черты концепции издания. Концепция издания (система основных способов осуществления его целей) находит выражение в номере благодаря двум обстоятельствам: 1) в хорошо организованной редакции существует устойчивая и постоянно работающая система требований к сотрудникам; 2) изначальные принципы организации информации осуществляются через ряд промежуточных этапов: создание взаимосвязанных редакционных планов (от годового до плана номера), разработка сетевого плана-графика, содержащего будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.), разработка системы рубрик и тематических полос, подборок, “газет в газете” и пр. с определенной периодичностью их появления, принятие секретариатом композиционно-графического облика издания.

В результате можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.

При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.

В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.

Следует помнить цепочку: концепция издания - модель издания - “лицо” издания (особенности его задач, его традиции и место в системе СМИ и в обществе) - модель номера - “лицо” номера.

Разумеется, кроме моделирования номера издания, можно говорить о более масштабном моделировании самого издания, разработки его концепции и “лица”, о моделировании редакции и ее структуры, о модели работы редакции, о модели процесса выпуска номера (графика выпуска, сетевой график - модель работы редакции издания и в то же время модель номеров газеты).

Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.

Модель функциональная – четкая структура; и модель …ированная – главное, привлечь читателя, ключевая роль у оформления.

4 модели структурирования:

  1. цифровая структура издания – подробно расписывается, что будет в номере
  2. размещение основных отделов и рубрик и связи между ними; порядок и организация по полосам – по актуальности. Разделы (политика), подразделы (внутр и внеш политика), рубрики (конкретное название). Может быть каталог рубрик – обычно в журналах. Номер удобнее всего планировать по рубрикам.
  3. Сетевой график – как правило крупные ежедневные газеты. Указывается, что в какой день и где.
  4. Еше чтото

Формат, объем. Есть характеристики постоянные (формат, объем как правило, формат полосы (в рамках каждой)), а есть динамичные (формат иллюстраций, заголовочные шрифты, размер рубрик, количество материалов).

Постоянные:

Формат – газетный или журнальный. Газета А2 (420х594мм, без полей 392х558), А3 (297х420, без полей 270х392), А4 (210х297, без полей 187х270). У журналов нет типичных форматов. Он выражается не в размере издания, а в размере бумаги, на которой он печатается: 60х90см/16. 16 – это доля листа. В отличие от газеты, в журнале есть подрезка. Самое узкое поле – внутреннее. Самое широкое – нижнее.

Колонки. Минимальная ширина – 36 мм. Максимум – 120 мм. Величина межколонника – мин. 3 мм. Макс. – 6-7мм.

Динамичные характеристики не хаотичны, нужно какое-то закрепление для модели. Поэтому указываются миним/макс характеристики, наборы шрифтов и пр.

Технические параметры сжатия-расширения текста проще, чем убирать слова и запятые. Это можно сделать незаметно в рамках нормального диапазона.

Плашка – цветной фон.

Подложка – как правило, картинки, на которых текст.

Модульная сетка – шаблон полосы делят на произвольное количество прямоугольников. Каждый прямоугольник – модуль, который может включить в себя текст или иллюстрацию. Сетки разрабатываются дизайнером.

Ряд Фибоначчи используется для разработки размеров полей – визуально приятнее тогда. Например, 2:2:3:3 (поля от внутреннего к нижнему).

Международный стандарт бумаги был разработан в начале 20 века. 1:корень из двух = 1,414.

Выключка – выравнивание вправо, влево, по центру, по ширине.

Эталонные макеты – более сложные образцы оформления нескольких страниц: напр, для первой полосы, последней и еще каких-то.

Стандартная операция оформления. 4 элемента оформл: пробельные, шрифтовые, изобразительные и декоративные. Контрастные цвета и нюансные (оттенки, рядом стоящие цвета). Эти элементы могут объединяться в комплексы: простые, сложные и сотставные. шрифтов+пробельные = текстовые, заголовочные, поясняющие,

Вертикальная верстка и горизонтальная. Обычно их синтез, чистые встретить практически невозможно.

Главное при верстке избежать ошибки в виде висящих строк.

Заголовочный комплекс: простой, сложный (надзаголовок) и составной (иллюстр, на ней заголовок и текст).

Иллюстрационный комплекс

Так получается „лицо“ издание. Узнаваемость его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: