Большинство крупнейших поисковых указателей мира в настоящее время находятся в кризисном состоянии. У общего кризиса поисковых систем есть ряд объективных причин. Все они связаны с объективными противоречиями, возникающими в ходе развития World Wide Web. В разных странах эти кризисные явления проявляются по-разному. Забегая вперед, скажем, что для российских поисковых систем эти проблемы пока незаметны.
Основным противоречием, определяющим кризисную ситуацию в поисковых системах, является несоответствие динамики развития информационного пространства Web и самих поисковых систем. На ранних этапах, когда поисковые системы еще только формировались в виде лабораторных проектов, коэффициент охвата Web-ресурсов достигал 50%. В 1994 г. количество Web-ресурсов составляло немногим более 100 млн Web-страниц, из которых десятки миллионов были проиндексированы.
К 1999 г. коэффициент охвата упал примерно до 30%, а в 2000 г. не превышает 20%, причем с каждым днем он продолжает падать. Пространство Web развивается усилиями десятков миллионов людей, и несколько поисковых систем просто не успевают его индексировать.
|
|
Второе противоречие — чисто экономическое. На рубеже 1997-1998 гг. развитие информационного пространства Web достигло таких масштабов, что для его индексации потребовалось привлекать намного более мощные аппаратные, программные и кадровые ресурсы, чем ранее. В этот же период интересы крупных инвесторов начали обращаться к информационным службам Интернета. В результате произошло акционирование ряда поисковых систем. Это повлияло на характер их работы, поскольку администрации поисковых систем были вынуждены сосредоточиться не столько на индексации бурно растущего Web-пространства, сколько на обеспечении интересов акционеров. Ряд крупных поисковых систем начали после 1997 г. искусственно тормозить индексацию Web-ресурсов и сосредоточились на коммерческой стороне деятельности. По сути, многие из популярных в прошлом поисковых систем превратились сегодня в удобные и красивые Web-порталы, но с задачами научного поиска справляются неудовлетворительно.
По мере роста WWW наметились и противоречия, связанные с интересами клиентов. Их уже не устраивают исчерпывающие списки гиперссылок, ведущих к нужным Web-ресурсам. Когда поисковая система выдает слишком много ссылок, воспользоваться ими столь же трудно, как когда она выдает их слишком мало. Клиенту нужно столько ссылок, сколько он в состоянии охватить, причем ему желательны “самые лучшие” ссылки. Это также притормозило в последние два года работы по индексации Web. Некоторые поисковые системы вообще прекратили заниматься сбором информации и ее анализом. Вместо этого они переадресуют запросы клиентов другим поисковым системам, хорошо оснащенным технически, а сами сосредотачиваются только на третьем этапе — фильтрации и ранжировании полученных результатов. Так, например, многие поисковые системы опираются на поисковую систему Inktomi (www.inktomi.com), которая выполняет поисковые операции по заказу других поисковых систем.
|
|
Выше мы сказали, что кризисные явления пока не затронули отечественные поисковые системы. Это действительно так, и связано с тем, что российские поисковые системы используют технологии 2000 г., работая с информационным пространством всего лишь в несколько десятков миллионов Web-страниц, что примерно соответствует ситуации 1993 г. для стран Запада. Это дает российским поисковым системам хорошее преимущество и запас в несколько лет, прежде чем они столкнутся с кризисными явлениями.