Основные проблемы современных поисковых указателей

Большинство крупнейших поисковых указателей мира в настоящее время находятся в кризисном состоянии. У общего кризиса поисковых систем есть ряд объективных причин. Все они связаны с объективными противоречиями, возникающими в ходе развития World Wide Web. В разных странах эти кризисные явления проявляются по-разному. Забегая вперед, скажем, что для российских поисковых систем эти проблемы пока незаметны.

Основным противоречием, определяющим кризисную ситуацию в поисковых системах, является несоответствие динамики развития информационного пространства Web и самих поисковых систем. На ранних этапах, когда поисковые системы еще только формировались в виде лабораторных проектов, коэффициент охвата Web-ресурсов достигал 50%. В 1994 г. количество Web-ресурсов составляло немногим более 100 млн Web-страниц, из которых десятки миллионов были проиндексированы.

К 1999 г. коэффициент охвата упал примерно до 30%, а в 2000 г. не превышает 20%, причем с каждым днем он продолжает падать. Пространство Web развивается усилиями десятков миллионов людей, и несколько поисковых систем просто не успевают его индексировать.

Второе противоречие — чисто экономическое. На рубеже 1997-1998 гг. развитие информационного пространства Web достигло таких масштабов, что для его индексации потребовалось привлекать намного более мощные аппаратные, программные и кадровые ресурсы, чем ранее. В этот же период интересы крупных инвесторов начали обращаться к информационным службам Интернета. В результате произошло акционирование ряда поисковых систем. Это повлияло на характер их работы, поскольку администрации поисковых систем были вынуждены сосредоточиться не столько на индексации бурно растущего Web-пространства, сколько на обеспечении интересов акционеров. Ряд крупных поисковых систем начали после 1997 г. искусственно тормозить индексацию Web-ресурсов и сосредоточились на коммерческой стороне деятельности. По сути, многие из популярных в прошлом поисковых систем превратились сегодня в удобные и красивые Web-порталы, но с задачами научного поиска справляются неудовлетворительно.

По мере роста WWW наметились и противоречия, связанные с интересами клиентов. Их уже не устраивают исчерпывающие списки гиперссылок, ведущих к нужным Web-ресурсам. Когда поисковая система выдает слишком много ссылок, воспользоваться ими столь же трудно, как когда она выдает их слишком мало. Клиенту нужно столько ссылок, сколько он в состоянии охватить, причем ему желательны “самые лучшие” ссылки. Это также притормозило в последние два года работы по индексации Web. Некоторые поисковые системы вообще прекратили заниматься сбором информации и ее анализом. Вместо этого они переадресуют запросы клиентов другим поисковым системам, хорошо оснащенным технически, а сами сосредотачиваются только на третьем этапе — фильтрации и ранжировании полученных результатов. Так, например, многие поисковые системы опираются на поисковую систему Inktomi (www.inktomi.com), которая выполняет поисковые операции по заказу других поисковых систем.

Выше мы сказали, что кризисные явления пока не затронули отечественные поисковые системы. Это действительно так, и связано с тем, что российские поисковые системы используют технологии 2000 г., работая с информационным пространством всего лишь в несколько десятков миллионов Web-страниц, что примерно соответствует ситуации 1993 г. для стран Запада. Это дает российским поисковым системам хорошее преимущество и запас в несколько лет, прежде чем они столкнутся с кризисными явлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: