Культура речи. Нормативный аспект культуры речи

Вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «культура речи».

2. Что представляет собой культура речи как наука?

3. Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры речи.

4. Дайте определение культуры речи как качества хорошей речи. Каковы её со­ставляющие?

5. Каковы критерии оценки культуры речи?

6. Назовите уровни культуры речи.

7. Что понимается под языковой нормой? Перечислите характерные особенности нормы.

8. Типология норм современного русского литературного языка.

Упражнения:

1. Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите, о чем говорится в каждой цитате и каково ваше отношение к сказанному:

1. Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен (Л.В.Щерба).

2. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В.Виноградов).

3. Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку. Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития. Тот, кто знает, что такое «пенаты» (из учебника грамматики это узнать нельзя), никогда не ошибется в употреблении этого слова. Школьник, который слово «аврора» в тексте пушкинского стихотворения понимает как название знаменитого крейсера, повинен не в незнании языка, а в незнании и непонимании истории, в отсутствии верных представлений о жизни. Правильной речи мы учимся в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет изучение нашей культуры. Учиться правильной речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в нее вложенного. Таким образом, правильная речь не только признак и условие высокой культуры, но она и сама обусловлена последней (Г.О.Винокур).

4. Основная и наибольшая часть уменья говорить дается в школе. Жизнь сравнительно мало прибавляет к приобретенному в школе. Отсюда понятна колоссальная государственно-культурная роль постановки родного языка в школе именно как предмета нормативного. Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и т.д. и т.п. Уменье говорить – то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый (А.М.Пешковский).

В одном из произведений писателя и философа Г.Гачева включено следующее письмо. Что затрудняет его чтение и правильное восприятие? Какую роль играет соблюдение/несоблюдение языковых норм в процессе общения (устного или письменного)?

Здраствуй дарагой уважаемы супрух иатец пишит тибе твая верная жина ираба дила впарядки чи го итибе жалаим здаровя таксибя приехал быты галубчик утишил душу диржис пакрепче нипадай сгары та

3. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста:

Патриарх ТЮЗа А.А.Брянцев рассказал мне об одном телефонном разговоре. Ему неожиданно позвонили и школы: "Вам зво΄нит преподавательница..." – "Не верю!" – прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок, и снова: "Вам зво΄нит преподавательница..." – "Не верю!" – и трубка опять повешена. В третий раз звонок: "Товарищ Брянцев, вам зво΄нит преподавательница... Почему вы не верите?" - "Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить..." – ответил А.А. Брянцев (Л. Раковский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: