Тема. Интегральные механизмы ультраструктурной патологии, клеточной гибели и адаптации
Основные вопросы темы:
- эффекты повреждения наружной клеточной мембраны: информационные (рецепторные) нарушения, нарушения функционирования ионных каналов;
- эффекты повреждения митохондрий;
- эффекты повреждения клеточного ядра;
- эффекты повреждения пластинчатого комплекса и лизосом;
- эффекты повреждения эндоплазматической сети;
- интегральные механизмы клеточной гибели (некроз, апоптоз);
- механизмы клеточной защиты: антиоксидантная система (АОС), белки теплового шока (БТШ), антимутационная и репарационная системы ДНК;
- механизмы клеточной адаптации: изменения энергетического метаболизма, ультраструктурная гиперплазия, клеточная гипертрофия, и регенерация.
Экспериментальная работа. Изучение эффектов стимуляции и блокады М - холинорецепторов миокарда лягушки.
Оснащение работы: лягушки, препаровальные доски, препаровальные иглы, ножницы, пинцеты, пипетки, раствор ацетилхолина (1:50000), 0,1% раствор атропина сульфата.
|
|
Ход работы:
- препаровальной иглой через ромбовидную ямку у лягушки разрушить спинной мозг;
- спинальную лягушку зафиксировать на препаровальной доске;
- ножницами вскрыть грудную клетку и обнажить сердце;
- рассечь и удалить сердечную сорочку;
- определить число сердечных сокращений за 1 минуту;
- нанести на сердце 2 – 3 капли раствора ацетилхолина (1:50000);
- зарегистрировать реакцию сердца на нейромедиатор по изменению частоты сердечных сокращений;
- нанести на сердце 2 капли М-холиноблокатора – 0,1% раствора атропина сульфата;
- вновь сосчитать частоту сердечных сокращений в минуту;
- сделать вывод об изменении деятельности сердца при парасимпатической стимуляции и блокаде;
- объяснить, какими фармакологическими влияниями, можно повысить частоту сердечных сокращений при брадиаритмии;
- объяснить, какими фармакологическими влияниями, можно понизить частоту сердечных сокращений при тахиаритмии.
Самостоятельная домашняя работа
1.Проработать материал занятия по основной литературе (с.27 – 31; 49 – 57) и конспекту лекции.
2.Занести в тетрадь для домашних заданий дополнительный табличный материал и использовать его для выполнения тестовых заданий. Ответы представить преподавателю.