12. Обилие или бедность ассоциаций. Каждое впечатление вызывает целый ряд мыслей, воспоминаний и образов. Обладает неисчерпаемым запасом тем для разговора, большим количеством самых разнообразных сведений. Или же круг представлений очень узок и ограничен, воспоминания немногосложны.
13. Развитие внешних а с с о ц и а ц и и. Рассказывая о чем-нибудь, передает подряд все то, что он видел и слышал, не заботясь о внутренней связи. В рассуждениях преобладают поверхностные аналогии. Заучивает не по смыслу, а чисто механически. Повторить заученное может лишь в том порядке, в каком его усвоил, иначе становится в тупик и все забывает.
14. Развитие внутренних ассоциаций. Не довольствуясь простым пересказом событий, старается передать их внутреннюю, причинную связь.
IV. Внимание
15. Легкость привлечения внимания. Всякая перемена в окружающей обстановке, все необычайное, выдающееся, а также все, что сколько-нибудь затрагивает его чувства и интересы, тотчас привлекает его внимание. Или же наоборот — ко всему относится невнимательно.
|
|
16. Сила сосредоточения внимания. Сосредоточившись на каких-нибудь внешних впечатлениях или углубившись в свои собственные мысли, совершенно не замечает окружающего; чтобы отвлечь его, нужно несколько раз назвать по имени, тронуть за плечо и пр. Или наоборот — ничтожное неудобство, помеха, громкий разговор тотчас же развлекает.
17. Развитие произвольного внимания. Если нужно, может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете. По желанию или в случае нужды легко переносит внимание с одного объекта на другой. Или же занимается только тем, что пред-
ставляет интерес в данную минуту, бросая дело тотчас же, как только найдется другой, более интересный объект.
18.У с т о и ч и в о с ть или неустойчивость внимания. Долгое время может заниматься одним и тем же предметом, поддерживать разговор на одну и ту же тему. Или, наоборот, беспрестанно меняет тему разговора, спросив что-нибудь, не дослушивает объяснения и задает уже новый, посторонний вопрос.
19. Объем внимания. Может ли заниматься несколькими делами одновременно.