double arrow

Занятие 12. Задача отношения к себе


Наверное, самой важной, интегральной задачей периода взросления становится задача принятия себя как личности, как целостного субъекта, способного к зрелой и целенаправленной активности. Подросток «знает» себя из оценок окружающего мира и желаемых (зачастую, иллюзорных) представлений о себе. Задача заключается в осознании своей истинной сущности. Такой процесс позволяет интегрировать все предыдущие задачи взросления.

Притязания на признание в период взросления направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. Притязания и возможности их реализации находятся в противоречии, что усиливает кризис идентичности. Подросток испытывает неуверенность в себе, которой противостоит чувство собственной уникальности. Полярность позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от всех; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.

Решение задач взросления помогают обретению личностной целостности, развивают способность конструктивно преодолевать жизненно важные мотивационные и ценностные внутриличностные противоречия.

Задача построения взаимоотношений с собой является интегральной, т.е. включает в себя опыт предыдущих «выясненных», решенных отношений и потому проводится как заключительная сессия.

Цель: завершение работы в группе

Сессия ведется в режиме обмена впечатлениями, мыслями, чувствами и т.д. Например, это можно сделать в форме ответов на вопросы: «Что я получил за время работы в группе?», «Что я потерял?», «Кто и чем мне больше всего помог?», «Кому я помог и чем?», «Что для меня стало важным в жизни?» и т.д. На последней сессии нужно сделать акцент на полученных возможностях, на том, что активность в преодолении трудных жизненных ситуаций является условием развития и успешной жизни, если человек действует субъектно. В конце сессии можно провести упражнение «Оплата».

Ход работы: участникам раздается по 3 листочка, на которых написано: 10, 20, 30. Это – условные единицы, в которых можно измерить личностный вклад. Каждому участнику предлагается «заплатить» другим участникам соответствующим их вкладу в общее дело количеством «денег». После выполнения этой процедуры не обязательно подводить итоги и считать, кто сколько «заработал».

Завершить сессию нужно позитивно, но … немного неопределенно… В этом случае участники испытывают потребность осмыслить все произошедшее самостоятельно, и даже встретиться когда-нибудь еще раз…


Сейчас читают про: