double arrow

ОТ АВТОРА


Т.Ливанова

ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ

МУЗЫКИ

До 1789 года

ТОМ ВТОРОЙ

XVIII век

Второе, переработанное и дополненное издание

Допущено Управлением

учебных заведений и научных, учреждений

Министерства культуры СССР

в качестве учебника

для студентов теоретико-композиторских

факультетов музыкальных вузов

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА, 1982

78 И Л55

© Издательство «Музыка», 1982 г.

ОТ АВТОРА.. 2

XVIII ВЕК. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.. 3

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ.. 7

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ.. 51

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА.. 79

ФРАНЦУЗСКАЯ ОПЕРА.. 98

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК.. 138

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА.. 156

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН.. 203

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ.. 243

XVIII ВЕК. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ.. 318

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 323

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ... 323

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 435

СОДЕРЖАНИЕ. 443

ОТ АВТОРА

В 1940 году вышел из печати учебник «История западноевро­пейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, читавшийся мною для студентов историко-теоретического факуль­тета Московской государственной консерватории. За сорок лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось много новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пере­смотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Поскольку учебником продолжают пользоваться читатели, целесообразно было пересмотреть его в соответствии с современным состоянием музыкознания1.

Настоящая книга (XVIII век) является вторым томом учебни­ка, полностью обновленного автором. По возможности учтены но­вые публикации и исследования, появившиеся за рубежом по проб­лемам истории музыки XVIII века и предшествующих эпох. В пос­ледние годы проблематика XVIII века получила во многом новое освещение также в работах советских музыковедов, что, разу­меется, всецело принято во внимание. Из числа исследований и публикаций, осуществленных в СССР по общим проблемам, рассматриваемым в учебнике, наибольшее значение для автора имели книги В. В. Протопопова «История полифонии в ее важ­нейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII — XIX ве­ков» (М., 1965) и «Форма рондо в инструментальных произве­дениях Моцарта» (М., 1978). Использованы также работы Н. А. Горюхиной «Эволюция сонатной формы» (Киев, 1970), В. Дж. Конен «Театр и симфония» (М., 1968), Л. А. Мазеля «Про­блемы классической гармонии» (М., 1972), С. С. Скребкова «Ху­дожественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973), сборник «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков» (М., 1971). По отдельным темам автор учитывал данные ряда

1 В данном издании нотные примеры помещены в конце книги.

работ советских исследователей: М. С. Друскина «Пассионы и мессы И.С.Баха» (Л., 1976); В. Н. Брянцевой «Дебют .Рамо-композитора» (в книге: Проблемы музыкальной науки, вып.

2. М., 1973), «Ж- Ф. Рамо и его клавесинное творчество» (в из­дании: Рамо Ж. Ф. Полн. собр. соч. для клавесина. М., 1976), «Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр» (М., 1981); О. Е. Левашёвой «Оперная эстетика Гретри» (в книге: Классическое искусство за рубежом. М., 1966); Ю. К. Евдоки­мовой «Становление сонатной формы в предклассическую эпоху» (в книге: Вопросы музыкальной формы, вып. 2. М., 1972) и дру­гие работы; Л.С.Гинзбурга «Джузеппе Тартини» (М., 1969);

A. И. Климовицкого «Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти» (в книге: Вопросы музыкальной формы, вып. 1. М., 1967); И. А. Окраинец «Сонаты Д. Скар­латти. Техника и стиль» (диссертация, 1979); Ю.П.Петрова «О циклическом принципе исполнения сонат Д. Скарлатти» (в кни­ге: Современные вопросы музыкального исполнительства и пе­дагогики, вып. 27. М., 1976), «Испанские жанры в клавирном творчестве Д. Скарлатти» (в книге: Историко-теоретические воп­росы западноевропейской музыки. От Возрождения до роман­тизма. Сб. трудов (межвузовский), вып. 40. М., 1978) ; Ю. А. Крем-лева «Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества» (М., 1972);

B. В. Тирдатова «Тематизм и строение экспозиций в сонатных allegri Гайдна» (в книге: Вопросы музыкальной формы, вып.

3. М., 1977); Е. С. Берлянд-Черной — ряд работ, среди них «Мо­царт и австрийский музыкальный театр» (М., 1963); И. Ф. Бэлзы «Очерки развития чешской музыкальной классики» (М. — Л., 1954) ; К. К. Саквы (вступительная статья и комментарии в книге: Аберт Г. В.А.Моцарт, ч. 1, кн. 1 и 2. М., 1978 и 1980).

Автор приносит глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуждения книги или ее глав высказал советы и замечания по тексту: коллективу сотрудников Сектора классического ис­кусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском инсти­туте искусствознания, рецензентам рукописи профессору Мос­ковской консерватории Н. С. Николаевой и доценту Е. М. Ца­ревой, а также доктору искусствоведения О. Е. Левашёвой.


Сейчас читают про: