Т.Ливанова
ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ
МУЗЫКИ
До 1789 года
ТОМ ВТОРОЙ
XVIII век
Второе, переработанное и дополненное издание
Допущено Управлением
учебных заведений и научных, учреждений
Министерства культуры СССР
в качестве учебника
для студентов теоретико-композиторских
факультетов музыкальных вузов
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА, 1982
78 И Л55
© Издательство «Музыка», 1982 г.
ОТ АВТОРА.. 2
XVIII ВЕК. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.. 3
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ.. 7
ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ.. 51
ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА.. 79
ФРАНЦУЗСКАЯ ОПЕРА.. 98
КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК.. 138
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА.. 156
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН.. 203
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ.. 243
XVIII ВЕК. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ.. 318
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 323
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ... 323
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 435
СОДЕРЖАНИЕ. 443
ОТ АВТОРА
В 1940 году вышел из печати учебник «История западноевропейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, читавшийся мною для студентов историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории. За сорок лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось много новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пересмотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Поскольку учебником продолжают пользоваться читатели, целесообразно было пересмотреть его в соответствии с современным состоянием музыкознания1.
|
|
Настоящая книга (XVIII век) является вторым томом учебника, полностью обновленного автором. По возможности учтены новые публикации и исследования, появившиеся за рубежом по проблемам истории музыки XVIII века и предшествующих эпох. В последние годы проблематика XVIII века получила во многом новое освещение также в работах советских музыковедов, что, разумеется, всецело принято во внимание. Из числа исследований и публикаций, осуществленных в СССР по общим проблемам, рассматриваемым в учебнике, наибольшее значение для автора имели книги В. В. Протопопова «История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII — XIX веков» (М., 1965) и «Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта» (М., 1978). Использованы также работы Н. А. Горюхиной «Эволюция сонатной формы» (Киев, 1970), В. Дж. Конен «Театр и симфония» (М., 1968), Л. А. Мазеля «Проблемы классической гармонии» (М., 1972), С. С. Скребкова «Художественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973), сборник «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков» (М., 1971). По отдельным темам автор учитывал данные ряда
1 В данном издании нотные примеры помещены в конце книги.
работ советских исследователей: М. С. Друскина «Пассионы и мессы И.С.Баха» (Л., 1976); В. Н. Брянцевой «Дебют.Рамо-композитора» (в книге: Проблемы музыкальной науки, вып.
|
|
2. М., 1973), «Ж- Ф. Рамо и его клавесинное творчество» (в издании: Рамо Ж. Ф. Полн. собр. соч. для клавесина. М., 1976), «Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр» (М., 1981); О. Е. Левашёвой «Оперная эстетика Гретри» (в книге: Классическое искусство за рубежом. М., 1966); Ю. К. Евдокимовой «Становление сонатной формы в предклассическую эпоху» (в книге: Вопросы музыкальной формы, вып. 2. М., 1972) и другие работы; Л.С.Гинзбурга «Джузеппе Тартини» (М., 1969);
A. И. Климовицкого «Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти» (в книге: Вопросы музыкальной формы, вып. 1. М., 1967); И. А. Окраинец «Сонаты Д. Скарлатти. Техника и стиль» (диссертация, 1979); Ю.П.Петрова «О циклическом принципе исполнения сонат Д. Скарлатти» (в книге: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики, вып. 27. М., 1976), «Испанские жанры в клавирном творчестве Д. Скарлатти» (в книге: Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. От Возрождения до романтизма. Сб. трудов (межвузовский), вып. 40. М., 1978); Ю. А. Крем-лева «Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества» (М., 1972);
B. В. Тирдатова «Тематизм и строение экспозиций в сонатных allegri Гайдна» (в книге: Вопросы музыкальной формы, вып.
3. М., 1977); Е. С. Берлянд-Черной — ряд работ, среди них «Моцарт и австрийский музыкальный театр» (М., 1963); И. Ф. Бэлзы «Очерки развития чешской музыкальной классики» (М. — Л., 1954); К. К. Саквы (вступительная статья и комментарии в книге: Аберт Г. В.А.Моцарт, ч. 1, кн. 1 и 2. М., 1978 и 1980).
Автор приносит глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуждения книги или ее глав высказал советы и замечания по тексту: коллективу сотрудников Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания, рецензентам рукописи профессору Московской консерватории Н. С. Николаевой и доценту Е. М. Царевой, а также доктору искусствоведения О. Е. Левашёвой.