Функции менеджмента. Сущность любого явления выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых оно предназначено

Сущность любого явления выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых оно предназначено.

Под функциями управления понимаются обособленные направления управленческой деятельности, отличающиеся по направлениям и объемам управленческого труда, а также срокам их выполнения.

Перечень основных функций управления, определен еще А. Файолем:

планирование;

организация;

распорядительство;

координация;

контроль.

В современных исследованиях по менеджменту в качестве функций управления указываются также:

мотивация;

коммуникация (налаживание коммуникативных связей);

исследование;

оценка;

подбор персонала;

принятие решений;

представительство и ведение переговоров и заключение сделок (по нашему мнению, данная функция более правомерно относить к области маркетинга, а не менеджмента);

и другие.

По нашему мнению:

исследование относится не к функциям управления, а к методам, используемым при принятии решений;

налаживание коммуникативных связей не является задачей менеджера - он должен лишь определить их наиболее рациональный набор. Таким образом, коммуникация является функцией руководства или подфункцией распорядительства, но не функцией менеджмента;

подбор персонала на предприятии осуществляется специализированными кадровыми службами (структурными подразделениями). Менеджер может лишь принимать ограниченное участие в процессе выработки критериев подбора персонала, а также участвовать в собеседованиях, проводимых кадровыми специалистами;

оценка является частью процесса принятия решения и также не может называться обособленной функцией управления;

принятие решений относится к процессам управления. Точнее, является основным управленческим процессом, ради которого и создаются органы управления. Процесс управления отличается от функции тем, что при его осуществлении органы управления выполняют ряд функций. То есть сам процесс принятия решения многофункционален и многопланов, и в силу этих причин не может являться отдельной функцией;

представительство и ведение переговоров и заключение сделок более правомерно относить к области маркетинга, а не менеджмента.

Так как различными исследователями достигнуто единство только по пяти основным функциям, установленных А. Файолем, то имеет смысл остановиться только на подробной характеристике этих функций.

Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно счи­тается планирование. При ее реализации на основе глубокого и всестороннего анализа положе­ния формулируются цели и задачи, разрабатывается стратегия дей­ствий, составляются необходимые планы и программы.

В зависимости от задач, стоящих перед менеджером все планирование делится на перспективное (свыше трех лет), текущее (до трех лет) и оперативное (до одного года.

В процессе планирования обеспечивается единое направление развития предприятия в текущем периоде и на перспективу. Основные требования к планированию - научность и непрерывность. Первое достигается использованием научных методов исследования и обработки информации при принятии управленческих решений; второе - созданием специализированных подразделений, основной задаче которых является составление планов развития предприятия и отслеживание результатов выполнения этих планов.

Вообще планирование является отдельной научной дисциплиной и направлением практической деятельности специалистов. Методы планирования, его функции и процессы изучаются в рамках соответствующих курсов. Поэтому здесь нет необходимости подробно останавливаться на проблемах планирования.

Участие менеджера в процессе планирования заключается в анализе данных за отчетный период (ряд прошедших периодов) и в выработке предварительных решений, которые проверяются и уточняются соответствующими структурными подразделениями предприятия. На предприятиях с небольшой численностью персонала и сравнительно малыми объемами производства и реализации продукции функция планирования может полностью осуществляться менеджером.

Особенности планирования в сельском хозяйстве обусловлены спецификой сельскохозяйственного производства и характером неопределенностей внешних факторов. Так как результаты деятельности сельскохозяйственного предприятия во многом определяются климатическими факторами, то планирование является сложным, а ошибки в оценке результатов отнюдь не всегда являются ошибками менеджера, осуществившего это планирование.

Подфункцией функции планирования является прогнозирование, которое заключаетсяв определение системы вероятностных целей функционирования фирмы и путей их достижения. Прогнозирование не ставит задачи обязательного осуществления на практике разработанных прогнозов. Главная задача прогнозирования - экстраполяция показателей, влияющих на финансовые и иные результаты деятельности предприятия, за пределы периода, информация за который обрабатывается. Особенностью прогнозирования является альтернативность, определяющая вариантность развития объекта в направлении наметившихся тенденций.

Функция организации направлена на реализацию планов. При выполнении этой функции осуществляются действия, связанные с созданием предприятия, формирование его структуры и системы управления, обес­печение его деятельности необходимой распорядительной документацией. При определенных условиях функция организации может предполагать изменение организационно-правовой формы предприятия.

Распорядительство - процесс поддержания системы в устойчивом состоянии. Это может быть достигнуто разработкой и доведением до исполнителей отдельных указаний и распоряжений, как правило текущего и оперативного характера. Разумеется, указания и распоряжения издаются в целях осуществления намеченных планов и в рамках структур, созданных при выполнении организационной функции.

Координация - необходимое согласование действий органов управления, коллективов или отдельных работников. Согласование достигается по целям, ресурсам и времени. Задача менеджмента при осуществлении функции координации заключается в оценке возможностей организации наиболее оптимальных функциональных и линейных (горизонтальных и вертикальных) взаимосвязей между участниками производственного процесса, выработки рациональной схемы обеспечения технологических процессов необходимыми ресурсами, обеспечение прямоточности, параллельности и непрерывности производственных процессов. Так как координация предполагает налаживание и поддержание не только производственных связей, но и отношений между людьми (коллективами людей), менеджер должен широко использовать мотивацию работников. При этом должны учитываться возможности применения, как материальных, так и моральных стимулов, направленных не только на повышение производительности труда отдельного работника или бригады, но и на обеспечение эффективного и, по возможности, бесконфликтного взаимодействия участников производственного и управленческого процесса.

Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаружи­вать ошибки, отклонения от разработанных планов и существующих стандартов и, тем са­мым, создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске конкретных виновников допущенных отступлений от указаний и распоряжений, а в определе­нии причин этих отступлений и возможных путей предотвращения их в будущем.

Функции управления всегда применяются комплексно, в тот или иной момент времени преобладают различные функции управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: