Принятие управленческих решений является основной задачей создания и функционирования органов управления. Главной задачей менеджмента также является выработка и принятие наиболее эффективных управленческих решений.
Можно выделить три процесса, из которых неизбежно состоит выработка любого решения: творческий, логический и технический.
Творческий процесс предполагает наличие у менеджера определенных способностей к отысканию нетривиальных путей решения локальных и глобальных задач, поиску нового, постоянному самосовершенствованию.
Логический процесс основывается на строгой регламентации последовательности действий по принятию решения. Здесь от менеджера требуется организованность и умение строго следовать установленным правилам, аккуратно документировать результаты творческих процессов и оформлять их в виде, понятном и доступном неспециалисту.
Наконец, технический процесс представляет собой набор наиболее простых, рутинных операций, связанных с первичной обработкой имеющейся информации, обеспечением рабочего места необходимой техникой и приспособлениями, организацией взаимодействия с другими службами и руководством предприятия (регулярное информирование, внутренняя отчетность и т.п.).
|
|
Таким образом, определение управленческого решения можно сформулировать следующим образом: это надлежаще оформленный и утвержденный руководством предприятия организационно-правовой акт, подготовленный специалистом по управлению с использованием творческих способностей, научно обоснованный и безупречно технически исполненный.
По методам переработки информации все принимаемые управленческие решения подразделяются на:
алгоритмические - принимаемые исключительно с использованием математических моделей и стандартных приемов обработки информации. При этом сами решения могут быть нестандартными;
эвристические - решения, которые принимаются интуитивно - на основе опыта руководителя или менеджера, а также на основе приемов решения аналогичных задач. После формулировки решения, предполагаемого к принятию, необходима математическая и статистическая обработка информации с целью подтвердить или опровергнуть справедливость интуитивных выводов.
Нетрудно убедиться, что основное различие между двумя этими видами управленческих решений заключается в том, что алгоритмические решения принимаются после обработки информации, а эвристические - до такой обработки.
По содержанию решения классифицируются на:
финансово-экономические;
технико-технологические;
организационные;
социальные.
|
|
В основу классификации положен функциональный признак. Необходимость классификации обусловлена тем, что, хотя любое из управленческих решений преследует, в конечном счете, основную цель предпринимательской деятельности - максимизацию прибыли, влияние этих решений на финансовые показатели деятельности организации существенно различается как по срокам, так и по масштабу.
По характеру решения принято классифицировать на:
хозяйственно-руководящие, регулирующие отдельные аспекты деятельности предприятия;
оперативно-распорядительные, направленные на решение локальных проблем кратковременного характера.
Любое решение всегда является результатом обработки соответствующей информации и выбора из двух или нескольких альтернативных вариантов.
Процесс принятия решения достаточно глубоко изучен. В процессе развития науки управления выработаны общие рекомендации по этапам принятия решения.