Принципы закрепляют главную идею концепции безопасности и становятся критериями для выбора того или иного варианта решения или отдельного элемента системы безопасности.
Попытаемся с учетом действующего законодательства и опыта управления сформулировать эти принципы как основные правила (идеи) нашей деятельности по обеспечению безопасности в образовании.
Гуманность: уважение и учет интересов личности, соблюдение ее прав и свобод, заложенных в Конституции РФ.
Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Демократичность', учет мнений всех участников образовательного процесса, органов правопорядка и общественности.
Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами.
Рациональность и экономичность. Следует признать, что любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных папках и картах для проверяющих.
Известно, что одни меры все же дороже, чем другие. А самые дорогие — не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля. Поэтому выбор оптимальных по цене, качеству и решаемым задачам систем безопасности является залогом достижения результата.
Организованность, непрерывность. Сохранение безопасности — это непрерывный постоянный процесс, который не может быть одноразовым актом.
Предвидение и упреждение. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности участников образовательного процесса к реализации опасностей и возниковению ЧС. Чем выше уровень предвидения, тем обширнее упреждающие профилактические меры.
Системность и целостность, комплексный охват всех элементов проблем и систем безопасности образовательной системы как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее сторон, при использовании всех средств защиты и противодействия на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.
Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но в первую очередь знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.
Помимо общих принципов важно сформулировать правила (принципы) личного обеспечения безопасности:
- изучайте виды и причины (накапливайте знание) опасностей;
- учитесь предвидеть их возникновение в любом месте и в любое время;
- по возможности избегайте опасных ситуаций, обходите опасные места, не рискуйте без нужды;
- изучайте способы действий (накапливайте умения) по нейтрализации или преодолению опасностей;.
- всегда выбирайте наиболее безопасный путь, способ действий из возможных вариантов;
- обращайтесь за советом и помощью к специалистам и товарищам;
- чаще тренируйтесь, участвуйте в играх и учениях (накапливайте навыки);
- в критической ситуации не пугайтесь и не паникуйте, не опускайте руки, действуйте активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.
Значение этих принципов в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не будучи специально подготовленным, можно, в основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых.
Вместе с целями перечисленные принципы становятся критериями для выбора линии поведения. Правильно поставленные и осознанные, они становятся установкой для человека и обеспечивают половину успеха.
Более подробно цели, задачи и мероприятия по обеспечению безопасности в образовании изложены в учебном пособии «Безопасность образовательного учреждения» серии «Безопасность жизнедеятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В. Петрова.