Культуры безопасности

Курс ОБЖ в школе и БЖ в средних и высших учебных заведениях (правильнее его назвать «Безопасность», поскольку он интегрирует знания различных дисциплин, изучающих безопасность и здоровье человека и общества)^- гЭто самый уникаль­ный предмет в отечественном и мировом образовательном пространстве в силу своей актуальности. Возникнув на месте НВП (начальной военной подготовки) и ГО, он постепенно расширился более важной и интересной проблематикой и практиче­ски готов выйти на новый уровень.

Осознания его особой роли и значимости для воспитания молодежи, профилак­тики преступности и наркомании, решения демографических проблем страны еще не наступило, хотя в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» отчет­ливо показаны все направления деятельности по формированию безопасности госу­дарства. Пока не все поняли, что курс БЖ — это действенный рычаг для планового решения целого ряда социальных и иных проблем стабилизации нашего общества через формирование культуры безопасности и личности безопасного типа поведе­ния. Создать благоприятную среду для формирования культуры безопасностиактуальная задача любого современного образовательного учреждения.

Курс ОБЖ как никакой другой предмет обращен в будущее. Учитель БЖ фор­мирует знания и навыки здорового и безопасного образа жизни, компетенции безо­пасного поведения в любой ситуации. Он вместе с учителями литературы, истории, культурологии и другими предметниками закладывает в учеников пойимание того, что человек сам ответственен за свою судьбу, за свои поступки, за свое будущее. Он прививает им вкус к практическому самообразованию и самосовершенствованию, воспитывает их справедливыми, способными творить добро, поступать по совести, с уважением относиться к национальным ценностям и культурным традициям (любовь к Родине, свобода, духовность, соборность, толерантность и др.). Он заклады­вает в учеников защитные свойства от воздействия разрушительных процессов, от разрушения высоких мотивов смысла жизни и своего предназначения.

В преподавании различных элементов культуры безопасности должны при­нимать участие все педагоги. Необходимо переосмысление роли и предназначе­ния учителя. Он выступает не просто в качестве человека, передающего ученикам знания по конкретному предмету, а как созидатель безопасного существования всех и каждого, как духовный наставник и социальный психолог. Учитель невольно уча­ствует в судьбе каждой конкретной личности. Это участие намного эффективнее, если он несет идеи культуры безопасности, контролирует их прохождение, опреде­ляет четкие временные рамки в постановке задач и т.д.

Учитель призван воспитывать личность, которой чужды социальные негативы, которая обладает социальным иммунитетом, прививкой от дезориентации, заблуж­дений, фальсификаций, лжи, страха, которая ориентирована на добро, на коллектив­ный разум, соборный тип поведения.

Но есть ли у педагога мотивация к этому?

Слабость современной системы образования в том, что она не анализирует про­исходящие вокруг новые сложные социокультурные процессы, не формирует у уча­щихся адекватные способы социального реагирования и самозащиты. Отсюда их неадекватная реакция на социальную дезадаптацию: преступность, уход от реаль­ности, зависимости, наркомания, уход из жизни.

События последних лет показали возросшую роль образовательной сферы БЖ в подготовке учащихся всех уровней к службе в ВС РФ, выживанию при проявле­ниях терроризма, при ликвидации последствий иных ЧС, к действиям по профи­лактике ЧС.

Практика показывает, что наличие организационных указаний, многочисленных планов, паспортов безопасности, дорогостоящих технических устройств, вооружен­ной охраны не предупреждает и не снижает последствий ЧС, если учащиеся и пе­дагоги заранее не подготовлены к правильным действиям по выживанию в опасных ситуациях. Но обучение действиям в условиях ЧС эффективно не в виде разовых за­нятий, а исключительно в рамках систематического преподавания ОБЖ и БЖ в пол­ном соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, указаниями и рекомендациями Минобрнауки и МЧС России по данному вопросу.

В большинстве классических, педагогических и технических вузов страны еже­годно готовится 20-25 студентов по специальности «Учитель ОБЖ». Из них до школы доходит менее 20 %. При таких темпах и столь малом наборе необходимая обеспеченность подготовленными учителями ОБЖ будет достигнута примерно че­рез 50 лет. В ближайшие годы спрос на учителей и педагогов-специалистов ОБЖ будет неуклонно расти в связи с продолжающимся действием негативных факторов в социальной, культурной, экономической, технической, международной, военной и иных сферах.

Как брак в работе педагогов и образовательных учреждений следует признать многочисленные факты, когда учащиеся и взрослые по незнанию основ БЖ и соот­ветствующих навыков не умеют защитить себя: в общежитиях, на стадионах, в горах, на отдыхе, на дорогах. Пока в России не устранены угрозы терроризма и иных ЧС, пока ежедневно гибнут 600-700 человек (4-5 тыс. травмируются, 8-9 тыс. становят­ся жертвами зарегистрированных преступных посягательств), всякие ограничения в изучении БЖ на всех уровнях образования следует оценить как недальновидные, негуманные, не отвечающие жизненным потребностям и национальным интересам России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: