Курс ОБЖ в школе и БЖ в средних и высших учебных заведениях (правильнее его назвать «Безопасность», поскольку он интегрирует знания различных дисциплин, изучающих безопасность и здоровье человека и общества)^- гЭто самый уникальный предмет в отечественном и мировом образовательном пространстве в силу своей актуальности. Возникнув на месте НВП (начальной военной подготовки) и ГО, он постепенно расширился более важной и интересной проблематикой и практически готов выйти на новый уровень.
Осознания его особой роли и значимости для воспитания молодежи, профилактики преступности и наркомании, решения демографических проблем страны еще не наступило, хотя в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» отчетливо показаны все направления деятельности по формированию безопасности государства. Пока не все поняли, что курс БЖ — это действенный рычаг для планового решения целого ряда социальных и иных проблем стабилизации нашего общества через формирование культуры безопасности и личности безопасного типа поведения. Создать благоприятную среду для формирования культуры безопасности — актуальная задача любого современного образовательного учреждения.
Курс ОБЖ как никакой другой предмет обращен в будущее. Учитель БЖ формирует знания и навыки здорового и безопасного образа жизни, компетенции безопасного поведения в любой ситуации. Он вместе с учителями литературы, истории, культурологии и другими предметниками закладывает в учеников пойимание того, что человек сам ответственен за свою судьбу, за свои поступки, за свое будущее. Он прививает им вкус к практическому самообразованию и самосовершенствованию, воспитывает их справедливыми, способными творить добро, поступать по совести, с уважением относиться к национальным ценностям и культурным традициям (любовь к Родине, свобода, духовность, соборность, толерантность и др.). Он закладывает в учеников защитные свойства от воздействия разрушительных процессов, от разрушения высоких мотивов смысла жизни и своего предназначения.
В преподавании различных элементов культуры безопасности должны принимать участие все педагоги. Необходимо переосмысление роли и предназначения учителя. Он выступает не просто в качестве человека, передающего ученикам знания по конкретному предмету, а как созидатель безопасного существования всех и каждого, как духовный наставник и социальный психолог. Учитель невольно участвует в судьбе каждой конкретной личности. Это участие намного эффективнее, если он несет идеи культуры безопасности, контролирует их прохождение, определяет четкие временные рамки в постановке задач и т.д.
Учитель призван воспитывать личность, которой чужды социальные негативы, которая обладает социальным иммунитетом, прививкой от дезориентации, заблуждений, фальсификаций, лжи, страха, которая ориентирована на добро, на коллективный разум, соборный тип поведения.
Но есть ли у педагога мотивация к этому?
Слабость современной системы образования в том, что она не анализирует происходящие вокруг новые сложные социокультурные процессы, не формирует у учащихся адекватные способы социального реагирования и самозащиты. Отсюда их неадекватная реакция на социальную дезадаптацию: преступность, уход от реальности, зависимости, наркомания, уход из жизни.
События последних лет показали возросшую роль образовательной сферы БЖ в подготовке учащихся всех уровней к службе в ВС РФ, выживанию при проявлениях терроризма, при ликвидации последствий иных ЧС, к действиям по профилактике ЧС.
Практика показывает, что наличие организационных указаний, многочисленных планов, паспортов безопасности, дорогостоящих технических устройств, вооруженной охраны не предупреждает и не снижает последствий ЧС, если учащиеся и педагоги заранее не подготовлены к правильным действиям по выживанию в опасных ситуациях. Но обучение действиям в условиях ЧС эффективно не в виде разовых занятий, а исключительно в рамках систематического преподавания ОБЖ и БЖ в полном соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, указаниями и рекомендациями Минобрнауки и МЧС России по данному вопросу.
В большинстве классических, педагогических и технических вузов страны ежегодно готовится 20-25 студентов по специальности «Учитель ОБЖ». Из них до школы доходит менее 20 %. При таких темпах и столь малом наборе необходимая обеспеченность подготовленными учителями ОБЖ будет достигнута примерно через 50 лет. В ближайшие годы спрос на учителей и педагогов-специалистов ОБЖ будет неуклонно расти в связи с продолжающимся действием негативных факторов в социальной, культурной, экономической, технической, международной, военной и иных сферах.
Как брак в работе педагогов и образовательных учреждений следует признать многочисленные факты, когда учащиеся и взрослые по незнанию основ БЖ и соответствующих навыков не умеют защитить себя: в общежитиях, на стадионах, в горах, на отдыхе, на дорогах. Пока в России не устранены угрозы терроризма и иных ЧС, пока ежедневно гибнут 600-700 человек (4-5 тыс. травмируются, 8-9 тыс. становятся жертвами зарегистрированных преступных посягательств), всякие ограничения в изучении БЖ на всех уровнях образования следует оценить как недальновидные, негуманные, не отвечающие жизненным потребностям и национальным интересам России.