Одним из определяющих факторов успешного функционирования ОУ явл. обесп-ние безоп-ти учащихся и соот-щее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
Причины школьного травматизма различны, но условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют причины внешнего характера, вторую группу – причины, зависящие непосредственно от учащегося.
К первой группе относятся:
v недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;
v небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы;
v недостаточный контроль соблюдения инструкций по охране труда;
v технические причины (отсутствие ограждающих устройств, неисправность оборудования и др.);
v несвоевременное и неквалифицированное расследование причин несчастных случаев;
v слабая организация дежурства учителей и учащихся по школе;
|
|
v недостатки воспит-ной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности коллектива;
v отсут. или несистем-кое взаимод-вие с родит. учащихся по вопросам проф-ки травматизма в быту и на улице.
Ко второй группе относятся:
v недисциплинированность учащихся;
v нарушение учениками правил и инструкций по охране труда;
v психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля учащимся своей деятельности).
Согласно основному законодательному документу в сфере образования – Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «ОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».
Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, общесанитарные и индивидуально-защитные мероприятия.
Организационно-технич. меропр. включ. мероприятия по предупреждению несчастных случаев, мероприятия, предупреждающие заболевания на производстве, а также мероприятия, улучшающие общие условия труда.
К мероприятиям по предупреждению несчастных случаев в образовательных учреждениях относятся:
v постоянный административно-общественный контроль состояния техники безопасности:
v четырехступенчатый в вузе (первая ступень – заведующие лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделений; вторая – начальник НИС, заведующие кафедрами; третья – деканы, главный механик, энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета; четвертая – проректоры, председатель профкома, начальники служб);
|
|
v трехступенчатый в школе (учителя, заведующие кабинетами, мастерской, директор школы);
v ведение журналов: инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.;
v составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования;
v рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда;
v обеспечение работников необходимой технической документацией;
v проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования;
v анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем;
v устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности на производственном оборудовании;
v механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок;
v применение автоматической светозвуковой сигнализации, обеспечивающей безопасные условия работы;
v изготовление и применение знаков безопасности.
К мероприятиям по предупреждению заболеваний на производстве относятся:
v проведение предвар. мед. освид-ния поступ. на работу и периодических мед. осмотров студентов (учащихся), препод., мастеров и лаборантов;
v содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии;
v своевременный ремонт зданий и оборудования;
v создание кабинетов, уголков, выставок по охране труда, приобретение для них пособий, демонстр. аппаратуры;
v улучшение работы медпунктов;
v применение приспособлений для снижения шума, вибрации;
v устройство эффективной вентиляции помещений.
К общесанитарным мероприятиям относятся:
v установление рационального режима труда и отдыха;
v медицинское обслуживание преподавателей, студентов, школьников, санаторно-курортное лечение;
v оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком;
v оборудование рабочих мест аптечками.
Кроме того, проводятся следующие индивидуально-защитные мероприятия:
v всех, кто занят на работах с вредными условиями труда, на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обеспечивают специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
v всех сотрудников кафедр, лабораторий и других подразделений обеспечивают должностными инструкциями и памятками по охране труда;
v проводится индивидуальное обучение работников правилам безопасности с выдачей удостоверений на право производства работ: проводятся инструктажи, беседы, лекции, курсы по охране труда; рабочие места снабжаются плакатами по охране труда.