Для построения графиков и диаграмм необходимо войти в E. Plotting Functions основного меню, после чего будет предоставлено функциональное окно, содержащее 7 процедур вычерчивания графиков и диаграмм:
1. X-Y Line and Scatterplots (Мнемокоманда PLOT)
2. Multiple X-Y Plots (Мнемокоманда MPLOT)
3. X-Y-Z Line and Scatterplots (Мнемокоманда XYZPLT)
4. Multiple X-Y-Z Plots (Мнемокоманда MXYZPLT)
5. Barcharts (Мнемокоманда BAR)
6. Piecharts (Мнемокоманда PIE)
7. Component Line Charts,
где
Пункты меню | Число компонент | Тип данных | Вид графика |
X-Y Line and Scatterplots | N/C | кусочно- ломаная линия | |
Multiple X-Y Plots | >=2 | N/C | несколько графиков указанного выше типа в одной системе координат |
X-Y-Z Line and Scatterplots | N/C | график кусочно-ломаной линии в пространстве | |
Multiple X-Y-Z Plots | >=3 | N/C | несколько графиков указанного выше типа в одной системе координат |
Barcharts | 1/2 | N/C | столбиковые диаграммы, в том числе компонентные |
Piecharts | N/C | круговые диаграммы | |
Component Line Charts | >=1 | N | линейные многокомпонентные диаграммы |
После вхождения в процедуру X-Y Line and Scatterplots предоставляется функциональное окно экрана, в котором запрашиваются следующие аргументы процедуры:
|
|
X: - вектор, содержащий значения абсцисс графика;
Y: - вектор, содержащий значения ординат графика;
LogХ/LogY Y/N - изображение в логарифмической шкале (только для числовых векторов);
Point labels: - надписи точек графика. Каждой точке можно сопоставить именующую метку. Вся совокупность имен передается в виде матрицы символов, строки которой соответствуют точкам графика;
Point codes: - имя вектора, содержащего числа/знаки для отметки точек;
Std.err.X / Std.err.Y: -имена векторов, содержащие стандартные отклонения по Х/Y;
Points: Y/N - выделять/не выделять узлы графика;
Lines: Y/N - соединять/не соединять узлы графика линиями.
После вхождения в процедуру Multiple X-Y Plots предоставляется функциональное окно экрана, в котором запрашиваются следующие аргументы процедуры:
X: - вектор, содержащий значения абцисс графика;
Y: - вектор, содержащий значения ординат графика;
LogХ/LogY Y/N - изображение в логарифмической шкале (только для числовых векторов);
Axis (Left/Right) - выполнения графиков на двух осях ординат.
Процедура X-Y-Z Line and Scatterplots вычерчивает трехмерный чертеж. Запрашиваемые аргументы те же, что и у X-Y Line and Scatterplots плюс:
Z: - имя вектора, содержащего значение координаты Z графика;
Std. err. Z: - имя переменной со стандартными отклонениями;
Reference lines: (Bottom,Top, Fore, After, Left, Right, Nome) - изображение проекции точек на одну из плоскостей.
Nome - без проекции.
Процедура Multiple X-Y-Z Plots изображает набор 3-х мерных графиков на экране. Z - переменные можно изображать на левую/правую вертикальные оси. Входные данные аналогичны команде X-Y-Z Line and Scatterplots.
После выбора процедуры Barcharts предоставляется функциональное окно экрана, в котором запрашиваются следующие аргументы процедуры:
|
|
Data vectors: - имена переменных, по которым строится диаграмма (по одной в строке); Первая может содержать до 15 различных значений (уровней), вторая - до 11. Длины переменных должны совпадать.
Tabulate: Y/N - Y - процедура работает одновременно и символьными, и численными значениями переменных, N - только с численными переменными;
Primary Labels: - ввести символьную матрицу (до 8 знаков шириной), содержащую наименование уровней первой классифицирующей переменной или оставить поле незаполненным;
Secondary Labels: - то же самое, но касающееся второй переменной;
Для остальных позиций можно использовать значения по умолчанию.
Процедура Piecharts строит секторные (круговые) диаграммы.
Круг в целом принимается за 100%.
После нажатия F6 будет построена секторная диаграмма.
После обрисовки графика на экране SG предоставляет возможности:
- корректировки параметров изображения - клавиша F5;
- интерактивный режим написания чертежей - клавиша F2.
При нажатии клавиши F5 появляется вертикальное меню:
- Plot options - параметры рисунка;
- Graphics options - графические опции;
- Screen options - параметры экрана;
- Set points lebels - заготовка надписей узлов графика;
- Replot - перерисовка чертежа.
После входа в подстроку Plot options появляется следующее вертикальное меню:
- Top titles - общий заголовок рисунка;
- Axis titles - заголовок оси координат;
- Axis tickmarks - риски делении по оси координаты;
- Points Y/N - выделение узлов на экране;
- Point types - до 20 мест, в каждое можно вставить число от 0 до 8, которое кодирует символ, которым может представляться узел на изображении.
- Lines Y/N - выделение линий на экране;
- Lines types - до 20 мест, в каждое можно вставить число от 0 до 5, это номера кодов линий для вычерчивания нескольких линий одновременно.
После нажатия клавиши F2 предоставляется возможность переместить и/или изменить размеры надписей, добавить новые.
После нажатия F2 появляется курсор "+". Стрелки управления курсором:
Ctrl-L, Ctrl-R, Ctrl-U, Ctrl-D;
Home, End, PgUp, PgDn.
Перед редактированием любой надписи ее вначале нужно "захватить", для этого подводят курсор и нажимают букву F. Для более точного захвата нажимают клавишу М. После преобразования надпись освобождается и помещается на экран - клавиша Р.
Для коррекции связанной надписи используют следующие клавиши:
А - вращение надписи по часовой стрелке;
R - против часовой стрелки;
Н/V - установление горизонтального/вертикального направления надписи;
S/Z - уменьшение/увеличение размеров букв;
С - изменение цвета надписи;
D/T - вывод на экран даты и времени выполнения чертежа;
BACKSPASE - удаление символа перед курсором;
Del - полное удаление захваченной метки;
L - вывод на экран координаты курсора;
N - указывает номер ближайшей к курсору точки;
Q - выводит метку ближайшей к курсору точки;
Esc - выключает "+";
Для напечатывания новой надписи необходимо:
- установить в нужное место "+";
- нажать Ins;
- набираем нужный текст на клавиатуре;
- нажать по окончании работы повторно Ins.
Для сохранения текущего экрана необходимо нажать F3.
Текстовые экранные данные записываются в основной директорий SG в едином файле STATGTXT.ASF.
Графические - в файлах STATPnnn.PIC, где nnn изменяется от 0 до 999.