Автор – текст – читатель. Проблема восприятия художественного произведения и литературная коммуникация. Факт искусства и пути его познания.
Современные литературоведческие концепции: проблемы анализа и интерпретации. Методология литературоведческого анализа; анализ текста как основа адекватной интерпретации его смысла. Текст – контекст – подтекст; интертекстуальность и интермедиальность. Код – сообщение; уровни интерпретации и аналитическая деятельность филолога.
Вопросы для контроля и самоконтроля:
1. Перечислите формы понимания литературного произведения.
2. Тождественны ли понятия «литературный язык» и «язык литературы».
3. Охарактеризуйте структурные особенности языка литературного произведения.
4. Раскройте следующие понятия: «сюжет», «фабула», «композиция». Покажите их художественные функции.
5. Проанализируйте причины ваших литературных предпочтений.
6. Какое значение имеет контекст для понимания литературного произведения?
7. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении.
8. Специфика восприятия поэзии и прозы.
Тема 9. Анализ музыкального произведения. Музыкальный материал (лекция)
Звуковая природа музыки. Звук и интонация. Интонация и интонирование. Закономерности человеческого интонирования. Интонирование вокальное и инструментальное. Тембровые качества интонирования.
Музыка как интонационный процесс. Принципы организации звуков: ладотональность, мелодия, ритм, гармония. Музыкальный склад. Типы музыкальных складов (монодийный, гетерофонный, полифонический, гомофонно-гармонический).
Многообразие исторических и региональных форм звуко-интонационной организации музыки. Музыкально-звуковой материал как художественная структура.