Содержательность художественной формы в литературном произведении (лекция)

Категории рода и жанра в литературе. Литературное произведение как высказывание (художественная коммуникация и творческий процесс). Основные особенности литературного произведения как высказывания.

Эстетическое высказывание в эпосе, лирике и драме. Конституирующие функции и содержательность категории жанра. Особенности жанровой интерпретации художественного текста. Общее и индивидуальное в поэтике жанра. Поэтика эпического, лирического и драматургического произведения.

Проблема автора. Художественная концепция автора. Автор и герой. Историческое движение художественных форм и историческая поэтика.

Сюжетно-композиционное строение литературного произведения. Понятие сюжета, фабулы и композиции. Уровни и способы членения сюжетно-композиционной организации текста. Линейность и дискретность текста. Сюжет и композиция как конструктивно-содержательные уровни художественного высказывания. Соположенность различных элементов как принцип композиции. Понятие композиции и композиционной единицы. Сюжет и фабула в литературном произведении, их художественная функция. Понятие события, мотива, мотивировки.

Связь сюжетно-композиционного уровня с другими уровнями литературного произведения. Основные принципы анализа сюжетно-композиционной структуры литературного произведения.

Художественный мир литературного произведения. Понятие о внутреннем мире художественного произведения и о его структуре. Структура и моделирование. Код — поэтическая система — поэтика. Моделирующий характер мира произведения («художественная реальность»). Язык как «мир» и «мир» как язык. Значимости художественного мира и способы их организации.

Художественное время и художественное пространство («хронотоп»). Ценностно-моделирующий характер категорий времени и пространства. Формы времени и их семантика в художественном произведении (фольклорное время, специфика времени в эпосе, лирике и драме). Автор, герой и время. Художественное пространство: понятие границы и основные пространственные оппозиции. Типы художественного пространства, специфика их организации и их семантика/функция в художественном произведении. Понятие действия и события в литературном произведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: